Воскресенье, 23.04.2017, 15:53       Приветствую Вас Гость | Вход  

В разделе
История [1]
Маркетинг [2]
Менеджмент [4]
Политология [7]
Психология и педагогика [13]
Социология [10]
Управление персоналом [0]
Управление предприятием [5]
Филология и лингвистика [5]
Философия [4]
Экономика [54]
Юриспруденция [10]

Интернет - конференции » Каталог конференций » Архив статей » Экономика

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНАХ

И.К. Джиоева
Северо-Кавказский горно-металлургический институт (ГТУ), г. Владикавказ
В.М. Чельдиева
Филиал Московского Государственного Университета технологии и управления, г. Владикавказ
И.В. Акоева
Северо-Кавказский горно-металлургический институт (ГТУ), г. Владикавказ
Предметом исследования являются те новые экономические условия постсоветского периода, в которых оказалась Республика Южная Осетия (территория-3,9 тыс. кв. км, население - около 60 тыс. человек), ставшая из внутреннего региона, особым приграничным регионом. Южная Осетия обладает необходимыми чертами, которые позволяют охарактеризовать ее как регион, временно переживающий крупномасштабные экономические проблемы которые необходимо решать. Одним из способов выхода из создавшегося положения предполагается создание свободных экономических зон на ее территории.
В мировой практике существуют различные модели территориально-хозяйственного развития и управления. В этом ряду комплексных формирований функционируют своеобразные экономические образования, известные как свободные экономические зоны (СЭЗ). Создание и становление СЭЗ направлено на развитие потенциала региона, либерализацию торговых отношений и активную внешнеэкономическую деятельность. Прежде всего, свободные экономические зоны выступают фактором ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, углубления интеграционных экономических процессов [1.C.210]
Весьма перспективным направлением экономического развития Южной Осетии, с учетом интегрирующей роли республики в системе взаимоотношений с другими государствами является создание в Южной Осетии свободной (особой) экономической зоны.
Любая зональная деятельность имеет многоаспектный характер и порождает при ее организации множество проблем [2.C.50]. Решение этой серьезной задачи немыслимо без тщательного учета специфики данного региона, как субъекта приграничного международного сотрудничества, роль которого существенно возрастает.
Нам представляется, что необходимо начать с факторов, как общих, так и специфических для данного типа регионов, как способствующих устойчивому росту, так и не содействующих таковому. При этом общий баланс благоприятных и неблагоприятных факторов устойчивого развития во многом зависит от типа стран и регионов, с которыми они соседствуют, от уровня их социально-экономического развития, наличия геополитических контрастов с соседней страной и т.д. [3. C.53]
Для экономического роста в Республике Южная Осетия есть наличие благоприятных факторов: непосредственное соседство, контакты с другими странами; транзитный потенциал региона при наличии целостной инфраструктуры (транспорт, связь); привилегированное положение региона как приграничного.
После грузино-осетинского конфликта 1991 года, когда Грузия пыталась лишить ее автономии, экономика региона была практически дестабилизирована. В августе 2008года после ожесточенных бомбардировок и обстрелов со стороны грузинских вооруженных сил республика Южная Осетия была доведена до гуманитарной катастрофы, в результате чего в регионах наблюдается глубокая экономическая депрессия. В настоящее время Правительством Российской Федерации ведется широкомасштабная и планомерная работа по стабилизации экономики в данном регионе.
Возникновение депрессивных регионов, к которым в настоящее время относится Южная Осетия, связано с кризисом основных отраслей их специализации, являющихся в то же время и главными отраслями промышленности и хозяйства. Для них также характерно периферийное положение в рамках регионального и международного рынков. Такая их отдаленность от центров принятия решений определенно препятствует притоку в них капиталов, модернизации хозяйства и инфраструктуры. [4.С11]
В стимулировании их развития делается упор на привлечение новых и новейших технологий, предпринимаются попытки замедлить спад старых отраслей и стимулировать развитие новых. И здесь большое значение имеет наличие развитой промышленной инфраструктурной сети (дорог и каналов, водо- и газопроводов, системы очистки и сброса отходов, линий электропередачи и трансформаторных подстанций, крупных складов и оптовых баз и т.п.). По сравнению с другими сферами экономики капиталовложения в инфраструктурные объекты характеризуются высокой стоимостью, долгим сроком окупаемости, значительным воздействием на окружающую среду, а существенная их часть вообще не рассчитана на получение какой-либо прибыли, даже в отдаленной перспективе.
В условиях постсоветских экономик это делает нереальным реализацию крупномасштабных программ по их развитию, что дает преимущество территориям с относительно развитой инфраструктурной сетью и делает их инвестиционно привлекательными для размещения на них производств, так как это не связано с дополнительными затратами на развитие материально-технического подкомплекса рыночной инфраструктуры. Именно поэтому большое значение для социально-экономического развития Южной Осетии на сегодняшний день имеет строительство газопровода Дзуарикау-Цхинвали, который прокладывается через горные массивы и не имеет себе аналогов
Особое значение для приграничных регионов приобретает уровень развития транспорта, от которого зависит физический доступ товаров к новым рынкам.
По территории Республики Южная Осетия проходит Транскавказская автомагистраль, имеющая большое геоэкономическое и геополитическое значение в обеспечении транспортного сообщения закавказских государств с Российской Федерацией.
Расположенный в Центральном Кавказе, на стыке Российской Федерации и Республики Грузия, Европы и Азии регион обладает рядом отличительных особенностей, которые выделяют его из целого ряда подобных регионов, размещенных по периметру российских границ:
1. Наличие на территории региона важного инфраструктурного комплекса - южной части Транскавказской автомагистрали, которая связывает Россию с Закавказьем. Это также самый удобный путь из Европы на Средний Восток и далее в Юго-Восточную Азию; из Казахстана и Восточной Азии в Переднюю Азию и далее в Северную Африку. Рокский тоннель (длина 3900 м) надежно соединяет Южную Осетию с Россией и обеспечивает круглогодичное и круглосуточное прохождение автотранспорта через главный Кавказский хребет.
2. Республика Южная Осетия вместе с Республикой Северная Осетия-Алания (а последняя является субъектом Российской Федерации) являются двумя национально-государственными образованиями единого осетинского народа, расселенного по обеим сторонам Кавказского хребта. 90% населения Южной Осетии- граждане Российской Федерации.
3. Республика Южная Осетия имеет большой опыт самостоятельного развития. На протяжении более восемнадцати лет она развивается самостоятельно - без какой-либо зависимости от Республики Грузия. В ней созданы собственная законодательная и исполнительная власти. Экономическая и правовая системы функционируют только на основании Конституции Республики Южная Осетия. Законодательство республики полностью сориентировано на законодательство Российской Федерации и на ее территории, до принятия собственных законов действуют нормы права Российской Федерации [5.С.2] Единственным законным платежным средством на территории Южной Осетии является российский рубль.
4. Южная Осетия имеет большое стратегическое значение-это ворота Кавказа.
5. Территория Южной Осетии богата природными ресурсами - это цветные металлы, строительные материалы, ценные породы деревьев, нефть, множество источников минеральных вод, которые обладают уникальными лечебными свойствами. Всей территории региона свойственны прекрасные климатические условия. [6.С.33]
Речь, таким образом, идет о формировании на территории регионе рыночного инфраструктурного комплекса с использованием его внутренних ресурсов (природных, трудовых, производственных) и выгод географического положения, дополненных режимом особой (специальной) экономической зоны. В рамках такого комплексного подхода обеспечивается связь между главными компонентами рыночной инфраструктуры:
1)институциональной подсистемой (система мотиваций, социальные нормы, меры принуждения, традиции);
2)материально-технической подсистемой (автомагистраль, железная дорога, системы энергоснабжения, информационные коммуникации);
3) Организационной подсистемой (оптовая торговля, транспортно-экспедиционная деятельность, банковские, информационные, консалтинговые, страховые услуги, туризм);
Цели СЭЗ зависят от уровня экономического развития организующих их стран и их народно-хозяйственных планов. Поэтому причины и цели создания СЭЗ в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга, но в развитых странах СЭЗ создавались для активизации внешнеэкономических связей, реализации региональной политики, направленной на оживление малого и среднего бизнеса и уменьшение безработицы в депрессивных районах, выравнивание межрегиональных различий. В этих целях в создаваемых зонах предпринимателям предоставлялась большая, чем в других районах страны, свобода деятельности и значительные финансовые и налоговые льготы. Образуемые зоны не были ориентированы на привлечение иностранного капитала, в них создавались условия, максимально стимулирующие развитие производств, интегрированных во внутренний рынок, а также создание новых рабочих мест на базе использования национального капитала.
В ряде развивающихся странах СЭЗ создавались со схожими целями. Однако в отличие от промышленно развитых стран в этих государствах акцент делался на привлечение иностранного капитала и новых технологий с целью модернизации промышленности, стимулирования промышленного экспорта и получения на этой основе валютных средств, роста занятости.
В странах с переходной экономикой цели создания СЭЗ во многом идентичны развивающимся странам. Так, например, образование СЭЗ в России было призвано решать такие задачи, как привлечение в экономику страны иностранного капитала, технологий и новых форм организации труда; формирование рыночной структуры для расширения внешнеэкономических связей развитие экспортной базы и рост валютных поступлений; ускорение внедрения достижений научно-технического прогресса за счет как зарубежных, так и отечественных научных разработок и «ноу-хау».
Как видно, цели создания СЭЗ в разных группах стран хозяйства, несмотря на различия, имеют и некоторую общность, в рамках которой их можно классифицировать на экономические, социальные и научно-технические. Для Южной Осетии в настоящий период приемлемы все три направления.

Список литературы

1. Мутко В.Л. Механизм функционирования свободных экономических зон. Вестник ИНЖЕКОНА; серия: экономика; выпуск 1(28) 2009
2. Цуканова Г.М. Особая экономическая зона как форма внешнеэкономического развития региона// Внешнеэкономический бюллетень.-1999.-№1.-С,50-57
3. Бакланов П.Я.Проблемы устойчивого развития приграничных районов//Таможенная политика России на дальнем Востоке.-1998.-№1 С. 53-62.
4. Леонов С. Н. Региональная экономическая политика в переходной экономике.- Владивосток, 1998.
5. Постановление Верховного Совета Республики Южная Осетия «О применении аналогии Законов России на территории Республики Южная Осетия» // Южная Осетия -1992//- 5 февраля.- С. 1.
6. Джуссоев Р.С. Инфраструктура приграничного региона. Владикавказ. 2003. С.33

 
Категория: Экономика
Просмотров: 2276 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: