Вторник, 27.06.2017, 07:52       Приветствую Вас Гость | Вход  

В разделе
История [1]
Маркетинг [2]
Менеджмент [4]
Политология [7]
Психология и педагогика [13]
Социология [10]
Управление персоналом [0]
Управление предприятием [5]
Филология и лингвистика [5]
Философия [4]
Экономика [54]
Юриспруденция [10]

Интернет - конференции » Каталог конференций » Архив статей » Экономика

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ СТРУКТУРЫ РЫНКА ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ

Белова А. Е.

Сибирский университет потребительской
кооперации, г. Новосибирск, соискатель


В статье рассматриваются особенности структуры и развития рынка лекарственных препаратов, их классификация, структура производителей, потребителей, потребительских предпочтений.

В настоящее время рынок лекарственных средств представляет особый интерес, как один из наиболее динамично развивающихся секторов в мировой экономике. Наблюдается расширение рынка лекарственных средств за счет обновления ассортимента, повышения качества продукции отечественных производителей и импорта.
Полагаем, что при решении вопросов формирования регионального фармацевтического рынка, обосновании экономической поддержки его развития он должен рассматриваться в нескольких аспектах. Во-первых, как экономическая категория с присущими ей информационной, ценообразующей, регулирующей и другими функциями. Во-вторых, как организационная система с взаимодействующими группами рыночных субъектов: производителями, покупателями продукции, инфраструктурой и государством, в лице региональных органов управления. И, в-третьих, как регулируемая экономическая система, поскольку от управляемости экономическими и организационными процессами, особенно в переходной период, зависит достижение поставленной цели – функционирование в регионе эффективного рынка фармацевтической продукции, обеспечивающего высокий уровень лечебных процессов и сохранение здоровья населения.
Следует отметить, что фармацевтический рынок как регулируемая экономическая система находится под действием комплекса факторов, которые оказывают влияние и детерминируют особенности процесса его формирования и развития. Все они, как представляется, могут быть объединены в четыре группы: производственные, регулирующие, внутри рыночные и внешние.
В целом все факторы в той или иной степени взаимодействуют и оказывают различное влияние на соотношение и развитие рынка фармацевтической продукции как в целом в стране, так и в регионах. Такие из них, как производственные и внешние существуют и реально действуют. Другие, в частности, регулирующие, имеются, но не используются в полной мере. Особое место в формировании и развитии эффективного рынка фармпродукции занимают производственные факторы, в число которых нами включены научно-техническая база и уровень научных разработок в фармации и медицинской технике, а также наличие инновационной продукции и высокотехнологичного производственного оборудования в отрасли [2, 3, 5].
Так как сейчас для того чтобы запатентовать препарат необходимо большое количество времени и средств, многие производители ограничиваются выпуском аналогов патентованных изделий – дженериками.
Основными особенностями рынка лекарственных средств (ЛС), являются:
1. Потребность в товаре связана с риском потери здоровья, трудоспособности.
2. Емкость рынка ЛС велика (даже здоровые люди употребляют витамины, биодобавки и т. п.).
3. Спрос на ЛС эластичен, зависит от уровня жизни людей и лимитируется финансовыми факторами (платежеспособностью населения).
4. Потенциальный спрос на отдельные виды ЛС формируется в соответствии с профилями заболеваний конкретных территорий и подвержен сезонным колебаниям.
5. Спрос на ЛС формируется не только потребителем, но и врачом.
6. Потребительная стоимость (ценность) различных видов ЛС зависит от культурных, национальных и исторических традиций и определяется системой общественных предпочтений.
7. Для хранения отдельных видов ЛС (ядовитых, сильнодействующих, наркотических и т. п.) требуется специализированное помещение, обеспечивающее безопасность.
8. Ассортимент ЛС быстро расширяется: появляются заменители, обновленные и совершенно новые ЛС.
9. ЛС могут обладать побочным неблагоприятным действием, поэтому часто требуют сопутствующих ЛС.
Исходя из такой специфики лекарственных средств, проведение маркетинговых исследований рынка требует особого подхода.
Эффективность функционирования рынка напрямую зависит от структуры рынка, то есть от того, каким образом организованы взаимоотношения продавца и покупателя.
В экономической теории рассматриваются 4 типа рыночных структур: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. На практике два крайних случая – совершенная конкуренция и монополия – встречаются очень редко. Чаще всего, мы можем говорить о различных рынках, занимающих промежуточное состояние между совершенной конкуренцией и монополией, приближенных либо к одной, либо к другой структуре. При этом, чем ближе рыночная структура к совершенной конкуренции, тем эффективнее функционирует данный рынок. Определим, какой рыночной структуре больше соответствует рынок лекарственных средств.
Во-первых, проблема проведения исследований этого рынка заключается в том, что на данный момент не существует общепринятой классификации ЛС. А соответственно не создана система исследования спроса и предложения на данном рынке. Существует большое количество характеристик, по которым разделяют лекарственные средства на рынке.
Все современные лекарственные средства группируются по следующим принципам [1]:
1. Терапевтическому применению. Например, препараты для лечения опухолей, снижения артериального давления, противомикробные.
2. Фармакологическому действию, т.е. вызываемому эффекту (вазодилататоры - расширяющие сосуды, спазмолитики - устраняющие спазм сосудов, анальгетики - снижающие болевое раздражение).
3. Химическому строению. Группы лекарственных препаратов, сходных по своему строению. Таковы все салицилаты, полученные на основе ацетилсалициловой кислоты - аспирин, салициламид, метилсалицилат и т.д.
4. Нозологическому принципу. Ряд различных лекарств, применяемых для лечения строго определенной болезни (например, средства для лечения инфаркта миокарда, бронхиальной астмы и т.д.).
Принята также классификация медикаментов, предложенная академиком М. Д. Машковским:
1. Лекарственные препараты, действующие преимущественно на центральную нервную систему: средства для наркоза, снотворные, психотропные препараты (транквилизаторы, нейролептические, седативные средства, антидепрессанты, стимуляторы); противосудорожные (противоэпилептические медикаменты); лекарства для лечения паркинсонизма, анальгетики, жаропонижающие, противовоспалительные препараты, противокашлевые.
2. Лекарственные средства с действием в области окончания эфферентных (центробежных) нервов: холинолитики, ганглиоблокирующие, курареподобные и др.
3. Лекарственные средства, действующие преимущественно на чувствительные нервные окончания, в том числе слизистой оболочки и кожи: местноанестезирующие препараты, обволакивающие и адсорбирующие средства, вяжущие, рвотные, отхаркивающие и слабительные.
4. Лекарства, действующие на сердечнососудистую систему.
5. Лекарства, усиливающие выделительную функцию почек.
6. Желчегонные медикаменты.
7. Препараты, влияющие на мускулатуру матки.
8. Средства, влияющие на процессы обмена веществ: гормоны, витамины и их аналоги, ферменты, гистамин и антигистаминные препараты, биогенные и пр.
9. Противомикробные: антибиотики, сульфаниламиды, производные нитрофурана, противотуберкулезные, противосифилитические, противовирусные препараты и т.д., антисептики (группа галогенов, окислители, кислоты и щелочи, спирты, фенолы, красители, дегти, смолы и т.д.).
10. Препараты для лечения злокачественных новообразований.
11. Диагностические средства.
12. Прочие препараты различных фармакологических групп.
Однако, говоря о рынке ЛС, нужно иметь в виду особенности формирования, соответствующие только ему. Одной из таких особенностей, является – порядок отпуска ЛС в аптеках. Они делятся на безрецептурные и рецептурные лекарства. Последние предполагают большую потенциальную опасность применения без совета врача. К безрецептурным и рецептурным ЛС можно добавить лекарственное обеспечение за счет государственных источников финансирования (ДЛО).
Потребность в рецептурных препаратах формируется врачами лечебно-профилактических учреждений. Врачи выписывают рецепты, исходя из своих знаний о необходимости и полезности применения того или иного лекарственного средства. В свою очередь больной формирует спрос: оценивает материальные возможности и свои представления о целесообразности применения препарата и принимает окончательное решение о приобретении.
В отличие от этого, в процессе формировании и потребности, и спроса на безрецептурные препараты участвует уже только сам потребитель. На формирование спроса на безрецептурные препараты основное действие оказывает реклама в аптеках, лечебных учреждениях и средствах массовой информации. Определенные рекомендации могут исходить и от врача. Но большую роль в принятие решения о покупке того или иного лекарственного средства играет сам потребитель.
Таким образом, в структуре рынка лекарственных препаратов выделяем три основные составляющие: рецептурные, безрецептурные препараты и лекарства, отпускаемые за счет государственного обеспечения – ДЛО. А соответственно выступает три основных потребителя: население, лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) и местный бюджет, обеспечивающий закупку ЛС для ДЛО. Между продавцами ЛС и перечисленными потребителями складываются различные виды рыночных отношений. В соответствии с категориями потребителей предлагается разбить рынок ЛС на 3 сегмента: I сегмент, где потребителем выступает население, II сегмент, где потребителями выступают ЛПУ и III сегмент, где потребителем является местный бюджет. Подробнее рассмотрим характерные черты рынка ЛС в I сегменте.
Поставкой ЛС населению, даже в пределах одного города, занимается большое количество аптечных учреждений различных форм собственности. Стоимость ЛС оплачивается из личных располагаемых доходов людей.
Особенностью российского фармацевтического рынка является развитие быстрыми темпами рынка безрецептурных препаратов. Если в 2005 году процентное соотношение безрецептурных и рецептурных препаратов выглядело как 30% к 70% [4], то в 2008 году доля препаратов, отпускаемых без рецепта врача, составила почти 50 %.
Потребители, в лице населения, чаще всего и покупают препараты, отпускаемые без рецепта врача, такие как: противовоспалительные, болеутоляющие, противовирусные, настойки из трав, ЛС, влияющие на сердечно-сосудистую систему (ССС), успокаивающие ЛС, витамины и БАД. Это среднее соотношение. Как правило, спрос потребителей варьируется в зависимости от времени года.
Характерные черты I сегмента рынка ЛС, где потребителем является население:
 наличие очень большого количества продавцов и покупателей ЛС;
 относительно низкие входные барьеры;
 имеются некоторые ограничения экономической информации;
 частичный контроль над ценами.
Таким образом, структура данного сегмента рынка ЛС близка к совершенной конкуренции. Что же касается производителей, представленных на рынке лекарственных средств, то основное место здесь пока занимают иностранные компании. Не смотря на это, тенденцией последних лет является увеличение количества российских производителей на рынке. Этому способствует и государственная программа, направленная на поддержку российских товаров.
Согласно данным «Розничного аудита лекарственных средств в РФ» объем продаж ГЛС в 2008 году составил 4,7 миллиарда долларов, что на 20,3% превышает аналогичный показатель предыдущего года [4].
В настоящее время, лидером на Новосибирском рынке по производству ЛС, отпускаемых без рецепта врача, является компания Санофи-Авентис, второе место принадлежит Берлин-Хеми. «Двадцатке» лидирующих производителей принадлежит 44 % общего объема продаж. Пока девятнадцать из двадцати компаний являются иностранными.
В настоящее время рынок лекарственных средств динамично развивается. Наблюдается расширение рынка лекарственных средств за счет обновления ассортимента, повышения качества продукции отечественных производителей и импорта. В условиях кризиса многие иностранные производители потеряли свои конкурентные преимущества. В то время как отечественным товарам сейчас оказывается большая поддержка со стороны правительства. Потенциальный спрос на большинство ЛС зависит от профиля заболеваний, соответствующих конкретной территории, от возраста и образа жизни потребителя. Так как потребность в ЛС связана с риском потери здоровья и трудоспособности спрос относительно стабилен, хотя и зависит от многих факторов. Фирмам-производителям необходимо учитывать все это и выбирать соответствующую стратегию.

Список литературы

1. Головнина Н. В. Рынок лекарственных средств и роль муниципалитета //Проблемы управления здравоохранением. – 2000. – № 3. С. 17-20.
2. Каменева Н.Г., Полякова В.А. Маркетинговые исследования: Учеб. пособие. – М.: Вузовский учебник, 2008. – С. 39–45.
3. Кирсанова Т.Г. Анализ состояния фармацевтического рынка России // Фарматека. – 1998. – № 1. – С. 6-15.
4. Онлайн пресс-центр холдинга «Отечественные лекарства», http://hghltd.yandex.net/
5. Полторак В. А. Маркетинговые исследования: методы и технология.– Днепропетровск: Арт-Пресс, 2008. С. 112–114.
6. Пешкова Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. – М.: «Ось-89», 1999. – 80 с.

 
Категория: Экономика
Просмотров: 11682 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0