Понедельник, 23.10.2017, 08:56       Приветствую Вас Гость | Вход  

В разделе
История [1]
Маркетинг [2]
Менеджмент [4]
Политология [7]
Психология и педагогика [13]
Социология [10]
Управление персоналом [0]
Управление предприятием [5]
Филология и лингвистика [5]
Философия [4]
Экономика [54]
Юриспруденция [10]

Интернет - конференции » Каталог конференций » Архив статей » Экономика

О ПУБЛИЧНОЙ НЕЗАВИСИМОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ ПРОЕКТОВ РЕШЕНИЙ ПО ВОПРОСАМ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ

М.М. Полякова, А.В. Орлов
Институт менеджмента и рынка, г. Екатеринбург
В статье рассматриваются способы проведения публичной независимой экспертизы проектов решений по вопросам бюджетной и налоговой политики, одного из наиболее действенных инструментов повышения активности гражданского сообщества в процессе административного управления территориями.

Повышение публичности и подотчетности органов власти всех уровней – вопросы, которым уделяется серьёзное внимание в проводимых реформах общественного сектора [1]. Актуальность темы обусловлена отсутствием в России законодательно регламентированных процедур участия гражданского общества в административном управлении территорией.
Привлечение представителей гражданского общества к обсуждению проектов управленческих решений до их принятия носит фрагментарный характер и полностью зависит от позиции органов власти.
Вместе с тем, правовое поле Российской Федерации способно реализовать обсуждаемые элементы публичности. Основным механизмом, позволяющим повысить участие гражданского сообщества в процессе управления, определяется социальный контроль. Наиболее действенным инструментом социального контроля является проведение независимой публичной экспертизы социально значимых проектов решений органов власти.
Под публичной независимой экспертизой в рамках настоящей работы понимается открытое, общедоступное и защищенное от давления заинтересованных органов государственной (муниципальной) власти исследование проектов решений органов местного самоуправления в области бюджетной и налоговой политики с целью оценки правового качества, определения перспектив действия решения, в том числе в части социальной справедливости и экономической эффективности.
В целом ряде стран, среди которых Финляндия, Великобритания, США, накоплен опыт по вовлечению в процесс административного управления территорией гражданского общества этих стран, отличающегося высокой активностью населения и, как следствие, возможностью получения максимально объективных оценок предлагаемых к обсуждению решений.
Главным объектом публичной деятельности муниципальной власти стран, применяющих процедуры участия гражданского общества в управленческой деятельности, является годовой отчет, который выступает основной формой публичной внешней отчетности муниципального образования и подконтрольных ему организаций.
Законодательством РФ также установлено требование о публичности отчета, но только отчета об исполнении бюджета (без стратегических целей и целевых значений показателей достижения поставленных целей и пр.). Публичность в этом случае достигается через обязательность проведения органами местного самоуправления публичных слушаний по установленному кругу вопросов, в том числе: проекты по вопросам устава муниципального образования; проекты местного бюджета и отчет о его исполнении; проекты, связанные с развитием муниципального образования; вопросы о преобразовании муниципального образования.
В отличие от стран Европы и США в России реально существует проблема низкой активности населения в вопросах публичного обсуждения проектов правовых актов и правовой нигилизм.
Кроме того, на текущем этапе реформы местного самоуправления проведение таких мероприятий носит декларативный характер и позволяет лишь собрать информацию о готовности различных секторов местного сообщества участвовать в социально-экономическом развитии муниципальных образований.
В последнее время стала очевидной еще одна проблема – низкое качество правовой базы, и принцип научности уже выделен в категорию «важных» при законотворчестве.
Данные факты подтверждают необходимость вовлечения в процесс обсуждения проектов решений органов власти, в первую очередь, имеющих социальную направленность, независимых специалистов в области экономики, финансов, инвестиций и правотворчества.
Формирование институтов проведения публичной независимой экспертизы проектов решений по вопросам бюджетной и налоговой политики (на уровне эксперимента) началось в России с 2005 года [2]. Данный проект был санкционирован Правительством РФ и сопровождался Минфином в рамках Программ реформирования региональных и муниципальных финансов.
В результате изучения деятельности муниципальных образований субъектов РФ сформулированы требования к порядку проведения и определены способы публичной независимой экспертизы проектов решений по вопросам бюджетной и налоговой политики [3].
Среди основных требований, выдвигаемых к порядку проведения независимой экспертизы, можно отметить:
1) обеспечение публичности, подотчетности и независимого характера оценки принимаемых решений;
2) повышение качества и содержательной глубины проектов нормативных правовых актов.
Возможны два типа способов проведения экспертизы: с образованием независимого коллегиального органа и без образования такого органа.
1. Проведение экспертизы независимым коллегиальным органом (Экспертный Совет, Экспертная комиссия).
В состав такого органа входят специалисты в области экономики, финансов, бюджетного и налогового законодательства, не замещающие государственные и (или) муниципальные должности. Кроме того, в состав Совета (Комиссии) могут включаться представители общественных организаций и профсоюзов, в первую очередь для оценки социальной направленности принимаемых нормативно – правовых актов.
Независимый Совет (Комиссия) могут отличаться:
 по сроку полномочий (ежегодно формируемый либо сформированный на постоянной основе. При этом в случае выбытия членов, выбывшие члены замещаются новыми в порядке, установленном для создания Совета (Комиссии);
 по порядку утверждения (утверждаемый Главой Администрации (муниципального образования) самостоятельно или утверждаемый Главой Администрации (муниципального образования) по согласованию с представительным органом власти;
 по порядку формирования состава Совета (Комиссии) (на основе самовыдвижения; выдвигаемые сообществом, либо отдельными организациями; формируемым на паритетных началах: 50% состава формируется Главой субъекта РФ (муниципалитета), 50% состава формирует представительный орган власти).
 по перечню рассматриваемых вопросов (закрытый (исчерпывающий) перечень проектов нормативных актов, включающих проект закона (решения) о бюджете, о внесении изменений в закон (решение) о бюджете, о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, о внесении изменений в законы (решения) о бюджетном устройстве и бюджетном процессе и об установлении региональных (местных) налогов; открытый перечень вопросов);
 по регулированию деятельности (саморегулируемые Советы; порядок образования, регламент работы устанавливается нормативным правовым актом. Также могут быть установлены требования к содержанию экспертного заключения и форма такого заключения).
2. Проведение экспертизы без образования коллегиального органа может быть реализовано:
 путем привлечения специализированной организации (возможно создание такой организации) на конкурсной основе, либо на общественных началах;
 путем размещения информации о проекте нормативного акта в средствах массовой информации и сети Интернет, проведения социологических опросов, получения заключений по утвержденной форме, либо соответствующих утвержденным требованиям к содержанию заключений, с последующей обработкой полученных заключений.
Более глубокое рассмотрение предложенных способов позволяют построить большое количество моделей проведения публичной независимой экспертизы. В качестве базовых моделей рассмотрим три альтернативных варианта:
А) на основе создания постоянно действующего независимого экспертного совета, осуществляющего деятельность на общественных началах;
Б) на основе определения уполномоченной организации на проведение указанной экспертизы.
Уполномоченной организаций в рамках рассматриваемой модели является организация, обладающая компетенцией в сфере публичных финансов, определенная победителем по итогам конкурса на заключение муниципального контракта на проведение публичной независимой экспертизы проектов решений по вопросам бюджетной и налоговой политики, проведенного в соответствии с действующим законодательством о государственных и муниципальных закупках.
В) на основе проведения широкой публичной экспертизы:
 проведение социологического исследования мнения населения или потребителей услуг (опросное исследование, интервью, фокус-группа, телефонный опрос и др.);
 внедрение механизма обратной связи через опубликование проектов нормативных правовых актов в средствах массовой информации и размещение в сети Интернет.
Проанализировав «плюсы» и «минусы» предложенных моделей формирования института независимой экспертизы, можно отметить, что модель проведения публичной независимой экспертизы, основанная на работе Экспертного совета является достаточно оперативной, характеризуется высоким - средним уровнем профессионализма подготовки экспертного заключения, средней степенью независимости от органов местного самоуправления, практически не требует дополнительных расходов городского бюджета на организацию ее работы, и в определенной степени учитывает мнение заинтересованных сторон. Кроме этого, участие в Экспертном совете представителей профсоюзов и общественных организаций позволяет в достаточной степени учесть социальную направленность принимаемых решений по вопросам местного значения.
Предложенные модели являются основой для подготовки муниципальных правовых актов, регулирующих порядок проведения публичной независимой экспертизы проектов решений в области бюджетной и налоговой политики.
Проведение независимой оценки проектов нормативных актов целесообразно:
1. При формировании стратегий, среднесрочных программ социально-экономического развития территории с целью определения бюджетных ограничений (предельного объема ресурсов) для реализации стратегий и программ;
2. При подготовке среднесрочного финансового плана или трехлетнего бюджета в системе организации бюджетного процесса, предусматривающей необходимость жесткого соблюдения трехлетних лимитов финансирования. Профессиональная экспертиза перспективного финансового плана, трехлетнего бюджета, прогноз доходов и расходов бюджета в этом случае должны повысить степень надежности трехлетних проектов; что, в свою очередь, является необходимым условием для обеспечения эффективного среднесрочного бюджетного планирования;
3. Для обеспечения финансовой устойчивости бюджета как регулярно применяемый инструмент снижения рисков. В этом случае проведение независимой экспертизы решений в области бюджетно-налоговой политики является элементом оценки программ реформирования общественных финансов, получающих финансовую поддержку Министерства финансов РФ;
4. В ситуации политического противостояния, при котором независимая оценка, как правило, является средством «проверки» подготовленных оппозиционной стороной проектов нормативных актов в области бюджета и налогов. Между тем, профессиональная независимая оценка может быть использована и по другому – как дополнительное средство «защиты», обоснования подготовленного проекта для оппозиционной политической группы.
Публичная независимая экспертиза проектов решений по вопросам бюджетной и налоговой политики в значительной степени способствует достижению целей и задач административной реформы, поставленных Президентом и Правительством РФ, являясь одним из наиболее действенных инструментов повышения эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества.

Список литературы

1. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131–ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”.
2. Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 № 1789–р “О концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006–2100 годах”.
3. Распоряжение Главы Администрации города Тюмени от 30.06.2008 № 232–рг “О проведении публичной независимой экспертизы проектов муниципальных правовых актов по вопросам бюджетной и налоговой политики”.

 
Категория: Экономика
Просмотров: 1700 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: