Воскресенье, 30.04.2017, 16:52       Приветствую Вас Гость | Вход  

В разделе
История [1]
Маркетинг [2]
Менеджмент [4]
Политология [7]
Психология и педагогика [13]
Социология [10]
Управление персоналом [0]
Управление предприятием [5]
Филология и лингвистика [5]
Философия [4]
Экономика [54]
Юриспруденция [10]

Интернет - конференции » Каталог конференций » Архив статей » Экономика

[ Скачать в формате Word (54.5Kb) ]

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

М.М.Полякова, С.Г. Черепанова
Институт менеджмента и рынка, г. Екатеринбург
Вопросы, рассматриваемые в статье, связаны с формированием системы среднесрочного планирования, позволяющей увязать налоговую, бюджетную и инвестиционную политику с задачами по созданию последовательного и долгосрочного социально-экономического развития территории и повышению уровня и качества жизни населения.

Основная задача перспективного бюджетного планирования состоит в согласовании проводимой бюджетной политики с задачами по созданию долгосрочного устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований и повышению уровня и качества жизни населения.
Социально-экономическое развитие муниципальных образований, обеспечение их финансовой стабильности зависит не только от наличия финансовых средств, но и от качества управления ими, применения современных форм и методов финансового планирования.
Особая роль муниципальных образований в данном процессе обусловлена тем, что они в состоянии более полно учитывать особенности социально-экономического и культурного развития местного сообщества, гибко реагируя на местные потребности [1].
Переход к среднесрочному (перспективному) финансовому планированию стал одним из основных элементов бюджетных реформ, проведенных в последние десятилетия в большинстве развитых стран.
Старт реформированию системы управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации был дан весной 2003 года, когда Президент РФ В.В. Путин в ежегодном послании Федеральному Собранию назвал деятельность государства неэффективной и отметил, что «слабость государства сводит на нет экономические и другие реформы». В 2004 году в Послании уже прозвучало, что «основой формирования бюджета должны стать четко заданные цели проводимой политики и ожидаемые результаты, а само бюджетное планирование приобрести долговременный характер».
В мае 2004 г. Постановлением Правительства РФ № 249 была одобрена Концепция реформирования бюджетного процесса, одним из направлений которой обозначено совершенствование среднесрочного финансового планирования [2].
В апреле 2007 года законом № 63-ФЗ внесены изменения в Бюджетный Кодекс Российской Федерации, согласно которым составление среднесрочных финансовых планов является обязательным для всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации [3].
При этом среднесрочный финансовый план субъектов РФ, а, следовательно, и муниципальных образований может являться прогнозно-аналитическим документом органов исполнительной власти либо утверждается представительным органом власти, получая статус среднесрочного бюджета.
Однако практика среднесрочного финансового планирования в муниципальных образованиях РФ свидетельствует о наличии проблем и недостатков в этой сфере.
Несовершенство методического обеспечения и отсутствие достаточной информационной базы для планирования порождают формальный подход к планированию местного бюджета.
Кроме того, недостаточность доходной базы местных бюджетов, высокая социальная нагрузка бюджетных расходов на муниципальном уровне, хронический дефицит и зависимость от региональных властей ограничивают самостоятельность муниципальных образований в вопросах финансового планирования.
Одновременно сложившаяся в настоящее время ситуация нестабильности в условиях развернувшегося финансово – экономического кризиса требует от властей проведения крайне осторожной и взвешенной бюджетной политики.
Однако реформирование бюджетного процесса и местного самоуправления уже задало контуры развития среднесрочного финансового планирования на муниципальном уровне.
С введением Бюджетным кодексом РФ нормы, закрепляющей обязательность утверждения среднесрочного финансового плана, бюджетный процесс оказывается заключенным в среднесрочные макроэкономические рамки, что заставляет более четко формулировать приоритетные задачи политики и заботиться о том, чтобы эти задачи не противоречили друг другу [4].
В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы определения подходов к формированию системы среднесрочного планирования, позволяющую увязать налоговую, бюджетную и инвестиционную политику с задачами по созданию последовательного и долгосрочного социально-экономического развития территории и повышению уровня и качества жизни населения.
В рамках внедрения в бюджетный процесс механизмов среднесрочного финансового планирования на уровне города Тюмени разработаны и реализуются следующие основные инструменты.
1. Прогноз социально-экономического развития города Тюмени разрабатывается на три года на вариантной основе [5].
Первый вариант отражает сложившуюся тенденцию развития экономики города Тюмени, второй вариант ориентируется на ускорение экономического роста за счет реализации комплекса дополнительных мероприятий. Второй вариант прогноза рассматривается как основной для составления бюджета.
2. Сформированы основные направления бюджетной и налоговой политики на среднесрочную перспективу [6].
В основе налоговой политики города Тюмени сохранение стимулирующего характера местных налогов является одним из основных направлений.
Основные направления бюджетной политики города Тюмени направлены, прежде всего, на:
 повышение уровня жизни работников бюджетной сферы.
 улучшение качества условий проживания жителей города.
 создание условий для качественного предоставления бюджетных услуг населению.
Даже, несмотря на развернувшийся финансово – экономический кризис городу Тюмени удалось сохранить социальную направленность бюджетных расходов на уровне прошлого года.
3. При планировании расходной части бюджета города Тюмени в той или иной мере применяются все существующие модели планирования расходов:
 нормативный метод расчета бюджетных ассигнований;
 программно- целевой метод бюджетного планирования;
 метод индексации бюджетных расходов.
Положительным опытом города Тюмени является формирование среднесрочного бюджета с использованием программно-целевых методов бюджетного планирования.
С 2007 года бюджет города Тюмени формируются в рамках ведомственных целевых программ.
4. Город Тюмень является одним первых муниципалитетов, где была внедрена практика использования формализованного подхода к отбору проектов, формированию адресной инвестиционной программы города и составлению реестра инвестиционных потребностей муниципального образования.
В основу принятой в городе Тюмени методики оценки эффективности проекта положен принцип расчета бюджетной и социальной эффективности. Под бюджетной эффективностью понимается влияние результатов осуществляемого проекта на доходы и расходы бюджета на территории города Тюмени. Социальная эффективность проекта выражается в оценке степени социальной направленности, востребованности и значимости инвестиционного проекта для населения города Тюмени.
5. Специфика долговой политики города Тюмени в настоящее время заключается в том, что бюджет не имеет обременения долговыми обязательствами.
Анализ внедрения элементов перспективного финансового планирования в бюджетных процесс города Тюмени показал, что город Тюмень является одним из немногих муниципалитетов, внедрившим у себя практически все элементы перспективного финансового плана.
Неохваченным оказался лишь блок планирования долговой политики по причине отсутствия на протяжении последних несколько лет необходимости привлечения муниципальных заимствований.
Однако, учитывая основные задачи разработки среднесрочного финансового плана, одной из которых является прогнозирование возможностей бюджета по мобилизации доходов и привлечению заимствований, очевидно, что планирование долговой политики муниципального образования является неотъемлемой частью стратегического управления муниципальными финансами.
Особенно актуальным это становится в период развернувшегося финансово – экономического кризиса, повлекшего за собой значительное снижение поступлений в бюджет города Тюмени.
В основе предложенной методики планирования долговой политики лежит принцип планирования долговых обязательств на основе концепции долговой емкости бюджета, т.е. экономически приемлемого уровня обязательств, погашение и обслуживание которых в любой момент времени может быть произведено за счет доходов бюджета муниципального образования.
Расчет доступной долговой емкости бюджета осуществляется по следующей формуле (ДДЕi ):
ДДЕi = ДЕi – СГi,
где ДЕi – долговая емкость в i-ом периоде;
СГi – сводный график обслуживания и погашения существующих прямых обязательств и ожидаемой финансовой ответственности по условным обязательствам в i-ом периоде;
Сумма значений доступной долговой емкости для всех периодов представляет собой доступную долговую емкость бюджета для новых заимствований на выбранном интервале планирования (ДДЕ)
ДДЕ = {ДДЕi}, i=1,…,N.
Положительное значение доступной долговой емкости для новых заимствований свидетельствует о том, что в плановом периоде возможно привлечение новых заимствований.
Доступная долговая емкость первого финансового года в интервале планирования характеризует объем свободных средств бюджета, которые могут быть направлены на привлечение новых заимствований или досрочное погашение обязательств с целью снижения долговой нагрузки на бюджеты будущих лет.
Значения доступной долговой емкости в последующие годы являются ограничениями по объему при планировании новых долговых и условных обязательств.
Доступная долговая емкость для новых заимствований, ДДЕ, делится на три части:
ДДЕ = ДДЕу + ДДЕп + ДДЕо, где:
ДДЕу – часть доступной долговой емкости бюджета, предназначенная для покрытия ожидаемой ответственности по вновь принимаемым условным обязательствам («резерв по возможной ответственности»);
ДДЕп – часть доступной долговой емкости бюджета, отводимая на операции по погашению и обслуживанию вновь привлекаемых прямых обязательств;
ДДЕо – неиспользуемая («страховочная») часть доступной долговой емкости, компенсирующая риск ликвидности бюджета, возникающий вследствие ошибок прогнозирования.
Неиспользуемая часть доступной долговой емкости устанавливается в объеме не менее 20% общей доступной долговой емкости бюджета города.
Основой планирования новых заимствований является соотнесение потребностей в новых прямых и условных обязательствах и возможностей муниципального образования по удовлетворению этих потребностей.
На основе анализа показателя доступной долговой ёмкости определяется возможность или невозможность осуществления заимствований.
При этом предусматривается раздельное планирование прямых краткосрочных обязательств, привлекаемых для финансирования временных кассовых разрывов, долгосрочных обязательств, привлекаемых для финансирования капитальных расходов, а также муниципальных гарантий.
Рассмотренные на примере города Тюмени модели перспективного финансового планирования могут быть использованы муниципальными образованиями в процессе перехода на среднесрочное финансовое планирование.

Список литературы

1. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131–ФЗ (ред. от 25.12.2008)
“Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации” (принят ГД ФС РФ 16.09.2003) (с изм. и доп. вступающими в силу с 10.01.2009).
2. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 23.06.2008 “О Бюджетной политике в 2009–2011 годах”.
3. Федеральный закон от 26.04.2007 № 63–ФЗ (ред. от 09.04.2009)
“О внесении изменений в Бюджетный Кодекс Российской Федерации
в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации” (принят ГД ФС РФ 13.04.2007).
4. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145–ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 09.04.2009)
5. Постановление Администрации города Тюмени от 20.03.2008 № 30–ПК “О порядке разработки прогноза социально-экономического развития города Тюмени”.
6. Распоряжение Администрации города Тюмени от 25.08.2006
№ 1473–рк “Об утверждении положения о порядке разработки, утверждения и выполнения ведомственных целевых программ”.

 
Категория: Экономика
Просмотров: 2907 | Загрузок: 1550
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: