Четверг, 24.08.2017, 12:53       Приветствую Вас Гость | Вход  

В разделе
История [1]
Маркетинг [2]
Менеджмент [4]
Политология [7]
Психология и педагогика [13]
Социология [10]
Управление персоналом [0]
Управление предприятием [5]
Филология и лингвистика [5]
Философия [4]
Экономика [54]
Юриспруденция [10]

Интернет - конференции » Каталог конференций » Архив статей » Экономика

[ Скачать в формате Word (78.5Kb) ]

ОБ ОЦЕНКЕ ПОТРЕБНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ БЮДЖЕТНЫХ УСЛУГ

М.М. Полякова, Е.Г. Лапшина
Институт менеджмента и рынка, г. Екатеринбург
Рассмотренные в статье вопросы внедрения системы оценки потребности населения в предоставлении бюджетных услуг требуют первоочередного решения для обеспечения формирования эффективных отношений органов власти и общества в части предоставления бюджетных (социальных) услуг.

Повышение качества и уровня жизни граждан определяется как основная стратегическая целью государственной политики Российской Федерации на протяжении последних 5 лет [1]. Данная цель и пути ее достижения ежегодно озвучиваются в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации [2].
Особое внимание в рамках реализации стратегической позиции государства уделяется повышению качества и доступности государственных (муниципальных) услуг [3].
Проблемы возникают в связи с отсутствием в российском законодательстве четко определенных стандартов государственных услуг, единых регламентированных норм и требований к структуре и компонентам стандарта на услугу. Следствием чего является полное непонимание либо двусмысленное толкование понятий «стандарт услуги» и «стандарт качества предоставления услуги».
Исходя из опыта лучшей практики зарубежных стран, применяющих в системе государственного управлении концепцию бюджетирования, ориентированного на результат, можно сделать безусловный вывод том, что стандарт качества является составляющим элементом стандарта на слугу.
Элементом же первого ряда стандарта на услугу является объем услуги, который определяется исходя из потребности населения в предоставлении данной услуги.
Существующие стандарты услуг в Российской Федерации представляют собой лишь минимальные значения объемов предоставления услуг, не учитывающие специфику потребностей населения конкретного муниципального образования и, тем более требований к качеству (измеримые показатели качества, порядок предоставления, требования к персоналу, помещению, оснащению, времени, месту, сроку).
Очевидно, что разработка стандартов процесс сложный и носит комплексный характер.
При этом обязательно должны учитываться индивидуальные особенности социально-экономического положения регионов и муниципальных образований.
Кроме того, необходимо осуществлять регулярный мониторинг потребности населения в предоставлении бюджетных услуг, учитывать традиционно сложившиеся формы предоставления бюджетных услуг и новые, появившиеся в современных условиях, разрабатывать систему критериев оценки качества предоставления бюджетных услуг и эффективности их предоставления.
Но, вместе с тем, внедрение системы оценки потребности населения в предоставлении бюджетных услуг является стартовым мероприятием к реализации последующего комплекса мер по стандартизации.
Данное действие обусловлено необходимостью выделить отдельный компонент стандарта на услугу (объем услуги на основе оценки потребности населения) и подчеркнуть его значимость в процессе стандартизации.
При изучении приоритетов населения необходимо знать, какая информация должна быть проанализирована для определения потребностей получателей услуг, а также каковы способы получения этой информации.
Большинство социальных услуг (направленных на удовлетворение потребностей населения), предоставляется на местном уровне, и ответственность за предоставление полного пакета услуг и качество их предоставления несут органы местного самоуправления [4].
В компетенцию администрации входит определение приоритетов расходования бюджетных средств и способов достижения поставленных целей, администрация же решает, в какой области необходимы изменения, какие дополнительные услуги необходимы для повышения качества жизни горожан.
Исходными данными для проведения оценки потребности в предоставлении бюджетных (муниципальных) услуг в натуральном выражении являются:
а) данные (фактические и прогнозные) о численности контингента потенциальных получателей услуг;
б) данных о динамике контингента потенциальных получателей услуг;
в) данные о натуральных объемах фактически предоставленных услуг.
В качестве фактических данных об объемах предоставленных услуг используются данные из отчетов о выполнении плана по сети, штатам и контингентам в бюджетных учреждениях, автономных учреждениях, отраслевых форм статистической и оперативной отчетности.
В случае отсутствия информации в отношении контингента получателей той или иной услуги необходимые данные запрашиваются в организациях (учреждениях), предоставляющих эти услуги, в органах государственной статистики, определяются путем проведения исследований потребностей или экспертным путем.
Прогнозный контингент потенциальных получателей услуг определяется соответствующим отраслевым (функциональным) органом Администрации города Тюмени самостоятельно с обязательным обоснованием сделанного прогноза и его согласованием с Департаментом экономики Администрации города Тюмени.
Оценка потребности в предоставлении бюджетной (муниципальной) услуги в натуральном выражении осуществляется на очередной финансовый год и плановый период (два следующих за ним года). В информационных целях для каждого показателя оценки потребности в предоставлении бюджетной (муниципальной) услуги приводятся его фактические значения за текущий период и два предшествующих текущему финансовых года.
Показатели потребности на плановый период носят индикативный характер и могут быть изменены при разработке и утверждении бюджета города Тюмени на очередной финансовый год и плановый период.
Рассмотрены в качестве методов прогнозирования контингента потребителей услуг следующие модели оценки потребности в предоставлении бюджетных услуг в натуральном выражении:
1. Путем проведения социологического опроса населения.
Метод проведения социологического опроса применяется чаще всего для определения потребностей населения во вновь вводимых бюджетных (муниципальных) услугах (компонентов услуг), а также при введении новых контингентов получателей бюджетных услуг.
Целью проведения социологических опросов является выявление качественных и количественных характеристик потребностей населения в предоставлении бюджетной (муниципальной) услуги.
Соответствующий отраслевой орган Администрации города Тюмени обеспечивает размещение муниципального заказа на проведение социологического опроса населения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и муниципальными правовыми актами.
На основании результатов проведенного опроса населения по сегментам потребителей бюджетной (муниципальной) услуги определяются особенности потребления бюджетной (муниципальной) услуги.
Выявление существующих потребностей исследуемого сегмента в получении бюджетной (муниципальной) услуги предполагает определение доли потребителей услуг, пользующихся данной услугой.
Для расчета объемов годового потребления услуги может быть применена следующая условная формула:
,
где (а, b, c, d, e) - доли потребителей, пользующихся (желающих пользоваться) данной услугой один раз в месяц; один раз в 2-3 месяца; один раз в 4-6 месяцев; один раз в 7-12 месяцев (соответственно).
Данный анализ позволяет определить первоочередные услуги для потребителей каждого исследуемого сегмента в общей объеме и произвести их ранжирование.
2. На основе применения экстраполяционной модели.
Экстраполяционную модель рекомендуется использовать для услуг индивидуального пользования, потребность в которых носит неизменный или малоизменяемый характер. Допускается применение этой модели для вновь вводимых бюджетных (муниципальных) услуг (компонентов услуг), а также при введении новых контингентов получателей бюджетных (муниципальных) услуг.
Численность контингента получателей бюджетной услуги определяется по формуле:
,
где:
- численность контингента получателей i-й бюджетной (муниципальной) услуги в плановом периоде,
- численность контингента получателей i-й бюджетной (муниципальной) услуги в отчетном периоде,
- прирост численности контингента получателей i-ой бюджетной (муниципальной) услуги в плановом периоде по сравнению с отчетным периодом.
- индекс востребованности i-й бюджетной (муниципальной) услуги контингентом получателей услуги в плановом периоде по сравнению с отчетным периодом.
Индекс востребованности бюджетной (муниципальной) услуги ( ) рекомендуется определять по следующей формуле:

где:
, - фактическая и прогнозная (соответственно) численность контингента получателей i-й бюджетной (муниципальной) услуги в отчетном периоде,
, - фактический и прогнозный (соответственно) прирост численности контингента получателей i-й бюджетной (муниципальной) услуги в отчетном периоде по сравнению с периодом, предшествующем отчетному.
Если бюджетная (муниципальная) услуга состоит из нескольких компонентов, численность контингента получателей бюджетной услуги в целом определяется как сумма контингента получателей по каждому компоненту бюджетной услуги.
3. На основе применения модели коллективного потребления.
Модель коллективного потребления применяется для оценки потребности предоставления бюджетных (муниципальных) услуг коллективного пользования, к ним относятся услуги, для которых невозможно ограничить доступ потребления всеми членами общества одновременно, а также предоставление которых не зависит от количества потребляемого блага от количества потребителей (проведение торжественных, памятных, культурно-массовых мероприятий).
Результаты оценки потребности в предоставлении бюджетных услуг учитываются при формировании расходной части бюджета города [5].
1. Отраслевые (функциональные) органы Администрации города Тюмени в соответствии с их компетенцией принимают меры по согласованию прогнозных объемов бюджетных (муниципальной) услуг в натуральном выражении с Департаментом экономики Администрации города Тюмени.
2. Результаты согласований прогнозных объемов бюджетных (муниципальных) услуг в натуральном выражении, а также оценка объема финансовых ресурсов, необходимых для предоставления бюджетных услуг в срок до 1 июня представляются на согласование в Департамент финансов и налоговой политики Администрации города Тюмени.
3. В процессе рассмотрения материалов оценки специалисты Департамента финансов и налоговой политики, курирующие соответствующую отрасль, могут проводить встречи с представителями отраслевых (функциональных) органов Администрации города, в ходе которых уточняются отдельные показатели оценок и расчетов.
При необходимости Департаментом финансов и налоговой политики делаются дополнительные запросы в адрес отраслевых (функциональных) органов Администрации города. Предметом этих запросов являются требования дополнительных пояснений к расчетам потребности в услугах и требования дополнительных обоснований результатов оценки потребности в услугах.
По окончании рассмотрения результаты проведенной оценки в предоставлении бюджетных (муниципальных) услуг обобщаются Департаментом финансов и налоговой политики Администрации города Тюмени.
4. Результаты оценки потребности в предоставлении бюджетных (муниципальных) услуг подлежат обязательному учету при формировании расходной части бюджета города Тюмени на очередной финансовый год и плановый период.
5. Результаты оценки потребности в предоставлении бюджетных услуг и сведения о фактически произведенных (запланированных) расходах на предоставление услуг подлежат обязательной публикации в средствах массовой информации и в сети Интернет на официальном сайте Администрации города Тюмени.

Список литературы

1. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131–ФЗ (ред. от 25.12.2008) “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (принят ГД ФС РФ 16.09.2003) (с изм. и доп. вступающими в силу с 10.01.2009).
2. Послание Президента РФ Федеральному собранию от 05.11.2008.
3. Распоряжение Правительства РФ от 11.09.2008 № 1313–р “О реализации Указа Президента РФ от 28.04.2008 № 607 “Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов”.
4. Распоряжение Администрации города Тюмени “О положении о бюджетных (муниципальных) услугах города Тюмени” от 17.04.2008 № 292–рк.
5. Постановление Администрации города Тюмени от 29.05.2008 № 64–пк “Об утверждении порядка составления проекта бюджета города Тюмени на очередной финансовый год и плановый период”.

 
Категория: Экономика
Просмотров: 4696 | Загрузок: 685 | Комментарии: 5
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: