Воскресенье, 30.04.2017, 16:55       Приветствую Вас Гость | Вход  

В разделе
История [1]
Маркетинг [2]
Менеджмент [4]
Политология [7]
Психология и педагогика [13]
Социология [10]
Управление персоналом [0]
Управление предприятием [5]
Филология и лингвистика [5]
Философия [4]
Экономика [54]
Юриспруденция [10]

Интернет - конференции » Каталог конференций » Архив статей » Экономика

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРНЕТ-ТРЕЙДИНГА ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ

Щербина О.Ю., Кунгурцев А.В.
Сибирская академия государственной службы, г. Новосибирск
Статья описывает проблемы Интернет-трейдинга, проводимого на финансовых рынках. Материал раскрывает виды и схемы мошенничества при проведении электронных сделок и пути их устранения.

Предлагаемое исследование проводится для пользователей электронных сделок, осуществляемых в различных сегментах финансового рынка, в частности на фондовом рынке, различные виды электронных услуг, в том числе расчеты по карточкам через терминалы. Интернет-трейдинг впервые получил известность в середине 90-х годов как технология, позволяющая упростить и ускорить процесс приема заявок от частных инвесторов на операции с ценными бумагами, а также как чрезвычайно прибыльный бизнес. В конечном итоге это привело к пересмотру ряда экономических моделей и концепций функционирования мировых финансовых рынков в целом, возникновению принципиально новой конкурентной среды, разработке технологических стандартов, появлению новых игроков, торговых площадок и финансовых инструментов.
Онлайновые технологии подоспели как раз вовремя и оказались манной небесной для дисконт-брокеров. Получившаяся в результате этого симбиоза модель бизнеса оказалась экономически востребованной и, более того, фактически создала новый рынок услуг. Интернет-трейдинг, как и любой бизнес, растет за счет оборота. Заработала самодостаточная цепочка: чем меньше комиссия и проще технология, тем больше клиентов, а значит – больше транзакций, больше прибыль, несмотря на то, что комиссия постоянно снижается. Рядом с брокерами сразу появились поставщики финансовой информации, начали издаваться новые журналы, книги, проводиться конференции, открываться учебные и консалтинговые центры. Возникла целая отрасль услуг. Этот бизнес, «расшевелив» новый слой клиентов, привлек на финансовый рынок массу частных инвесторов. На фондовом рынке спрос на акции неминуемо толкал котировки вверх, поддерживал высочайшую ликвидность и привел к расцвету инвестиционной эйфории. Многие аналитики считают, что этот феномен явился основной причиной подъема американского рынка акций в целом за последние годы [1].
Наряду с развитием данного бизнеса активизировали свои действия и кибермошенники. Спамеры, хакеры, фишеры, кардеры – эти необычные названия специальностей киберпреступников часто встречаются в СМИ и стали для нас привычными. Миллиарды долларов оседают в карманах злоумышленников ежегодно, а затраты на борьбу с киберпреступлениями становятся сопоставимыми с самими суммами ущерба. Если раньше хакеры старой школы ориентировали свои атаки преимущественно против корпоративных клиентов, то сегодня кибермошенники направляют свои удары и изощренные схемы обмана на рядовых граждан.
По исследовательским данным 2007 года мировые объемы мошенничества с картами (fraud (англ.) - фрод) постоянно растут, ущерб от фрода в США по данным ФБР только от зарегистрированных случаев в 2007 году составил $239,09 млн. (при уровне $198,44 млн. за 2006 год). Международная система MasterCard оценила суммарные мировые потери от фрода в 2007 году величиной $1.95 млрд. Потери российских банков-эмитентов от мошеннических транзакций неизвестны – Центробанк ущерб от действий мошенников не отслеживает, а правоохранительные органы фиксируют не более трети преступных посягательств. По данным оценки, объем фрода по картам российских банков-эмитентов в 2007 году составил $14,6 млн. Банки и платежные системы повышают надежность карточных технологий и систем, применяют все более совершенное оборудование, однако самый большой вклад в потери до сих пор вносят сами владельцы пластиковых карт, по доверчивости и неосторожности которых совершается подавляющее число преступлений [2].
В связи с увеличением количества сайтов в сети Интернет, предлагающих русскоязычным инвесторам возможность торговли акциями американских и иных иностранных эмитентов с использованием сети Интернет, инвестирование денежных средств с использованием сети сопряжено с риском быть вовлеченным в различные виды мошеннических схем. Имеется информация по результатам анализа мошеннических действий, выявленных Комиссией по ценным бумагам и биржам США.
Проанализируем существующие виды схем.
1. Схема «увеличить и сбросить» - вид рыночной манипуляции, заключающейся в извлечении прибыли за счет продажи ценных бумаг, спрос на которые был искусственно сформирован. Манипулятор, называясь осведомленным лицом и распространяя ложную информацию об эмитенте, создает повышенный спрос на определенные ценные бумаги, способствует повышению их цены, затем осуществляет продажу ценных бумаг по завышенным ценам. После манипуляций цена на рынке возвращается к своему исходному уровню, а инвесторы оказываются в убытке. Данный прием используется в условиях недостатка или отсутствия информации о компании, ценные бумаги которой редко торгуются.
2. Схема финансовой пирамиды при инвестировании денежных средств, используя Интернет-технологии, полностью повторяет классическую финансовую пирамиду. При использовании данного приема инвестор получает прибыль исключительно за счет вовлечения в игру новых инвесторов.
3. Схема «надежного» вложения капитала – распространение через Интернет инвестиционных предложений с низким уровнем риска и высоким уровнем прибыли. Это предложения несуществующих, но очень популярных проектов, таких как вложения в высоколиквидные ценные бумаги банков, телекоммуникационных компаний с безусловными гарантиями возврата вложенного капитала и высокими прибылями.
4. «Экзотические» предложения – например, распространение через Интернет предложения акций костариканской кокосовой плантации, имеющей контракт с сетью американских универмагов с банковской гарантией получения основной суммы инвестиций плюс 15% прибыли.
5. Мошенничества с использованием банков – заключаются в том, что мошенники, прикрываясь именами и гарантиями известных финансовых учреждений, предлагают инвесторам вложение денег в ничем не обеспеченные обязательства с нереальными размерами доходности.
6. Навязывание информации – часто инвесторов вводят в заблуждение недостоверной информацией об эмитенте, преувеличенными перспективами роста компаний, ценные бумаги которых предлагаются. Информация может быть распространена среди широкого круга пользователей сети самыми разнообразными способами: размещена на информационных сайтах, электронных досках объявлений, в инвестиционных форумах, разослана по электронной почте.
Анонимность, которую предоставляет Интернет, возможность охвата большой аудитории, высокая скорость и гораздо более низкая стоимость распространения информации делает Интернет наиболее удобным инструментом для мошеннических действий. Таким образом, во избежание потерь средств при инвестировании на иностранных фондовых рынках, инвестору следует придерживаться следующих правил:
1) осознанно подходить к выбору объекта инвестиций;
2) обращаться к услугам брокера;
3) тщательно обдумывать различного рода «заманчивые» предложения;
4) проявлять осторожность при предоставлении информации о паролях доступа к инвестиционному счету;
5) использовать лимитные приказы во избежание покупки или продажи акций по ценам выше или ниже желаемой. Лимитный приказ предполагает наличие заранее определенной инвестором цены исполнения. В случае размещения рыночного приказа у инвестора отсутствует контроль за ценой исполнения приказа.
Брокер может злоупотребить незнанием инвестора относительно цен, сложившихся на рынке, что может привести к финансовым потерям для инвестора.
По видам киперпреступления подразделяются на следующие: спаминг – рассылка незапрашиваемых массовых сообщений по электронной почте. В рассылаемое сообщение входит рекламный текст или иное нежелательное содержимое – «нигерийское письмо» о призах в вымышленных лотереях, фишинг-письма для вымывания PIN-кодов, программы-вирусы для «зомбирования» компьютера; кардинг – жаргонное название преступлений с банковскими картами, в них незаконно используются сами карты или информация о них. Различают «кардинг-он-лайн», включающий применение скомпроментированных карт в Интернет-магазинах, «кардинг-офф-лайн», включающий использование карт для расчета в традиционных торгово-сервисных предприятиях и «кэшинг», подразумевающий снимание денег в банкомате по скомпроментированным картам; фишинг – кибермошенничество, в котором все персональные данные о картах и счетах клиента добывается злоупотреблением доверия, часто фишинг осуществляется рассылкой по электронной почте «официального письма» от имени псевдопредставителя банка; бот-сети – сети в Интернет зомбированных (инфицированных) компьютеров, в которых зараженный компьютер-бот в дальнейшем используется для рассылки спама, проведения «атак на отказ в обслуживании» организации клик-фрода. Необходимая для инфицирования программа-вирус скрытно устанавливается на каждый компьютер бот-сети. По данным Commtouch и PandaLabs более 10 миллионов компьютеров-зомби, подключенных к Интернет, рассылают спам в составе преступных бот-сетей, но владельцы этих компьютеров даже не подозревают об этом. По результатам исследований 2008 года мировое лидерство по данному виду кибермошенничества держала Турция –11% от общего числа, затем следуют Бразилия (8,4%) и Россия (7,4%) [3].
Получить персональные данные клиента можно мошенническим путем под видом посещения Интернет-магазина. Подобных магазинов в Польше и в других странах сегодня довольно много. Все они предлагают особо дешевые товары под предлогом распродажи, а именно конфискованные, без гарантии и пр. Популярным в этом виде мошенничества можно считать сайт, продававший дешевые авиабилеты. Основная цель создания такого магазина – заставить клиента зарегистрироваться и оплатить покупку, тем самым предоставить преступникам все свои персональные данные. Вероятность скомпрометировать карту и потерять деньги в таком «агентстве продаж» приближается к 100% . Не надо объяснять, что ни в коем случае не следует пользоваться банковскими картами в подозрительных случаях. В Интернете, как советуют эксперты, лучше не использовать банковские карты. Если карты все же используются, лучше пользоваться теми, с которых особенно и нечего снять, а пополнять их по мере надобности. К услугам банкоматов эксперты также предлагают использовать меры предосторожности. Многие современные банкоматы имеют специальную скругленную форму считывателя карт – это затрудняет монтаж считывающих «губок» скиммера, устройство джеттер (jetter) обеспечивает неравномерность движения карты в считывателе, также устанавливается дополнительный датчик против траппинга (ливанской петли). Специальные зеркала, встроенные в банкомат, позволяют клиенту видеть обстановку за спиной и затрудняют действия преступников. Кроме того, на заставках-экранах многие банки сегодня вместо своих логотипов выставляют картинку – то, как реально должен выглядеть банкомат, не подвергшийся тьюнингу злоумышленников. Необходимо внимательно изучить эти картинки перед тем как снять деньги. Эффективный способ защиты и состоит в том, чтобы разрабатывать продукты, не передающие по незащищенным линиям связи персональные данные. Подобные системы мобильных платежей хорошо известны за рубежом. Среди них продукт-бестселлер «CelPay», который функционирует в странах Южной Африки и в странах ЕЭС, его используют Сitibank, Barclays Bank PLC, Standard Chartered Bank. Российские потребители подобной услугой также могут воспользоваться, но в настоящее время E-CASH (это аналог CelPay) занят подготовкой самых первых соглашений с банками, однако разработчики верят, что за этими технологиями будущее.

Список использованных источников информации

1. Щербина О.Ю., Либрехт Л.Е. Исследование Интернет - трейдинга как упрощенного процесса заключения сделок с ценными бумагами // Современные аспекты экономики. – 2008 (128). - №3. – С.226-229.
2. URL:http://finance.rambler.ru/news/banks/53239645.html
3. URL:http://finance.rambler.ru/news/banks/53392261.html

 
Категория: Экономика
Просмотров: 1845 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0