Вторник, 27.06.2017, 07:59       Приветствую Вас Гость | Вход  

В разделе
История [1]
Маркетинг [2]
Менеджмент [4]
Политология [7]
Психология и педагогика [13]
Социология [10]
Управление персоналом [0]
Управление предприятием [5]
Филология и лингвистика [5]
Философия [4]
Экономика [54]
Юриспруденция [10]

Интернет - конференции » Каталог конференций » Архив статей » Экономика

«СТРАТЕГИЯ 2020» КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ

Трухачёв В.В.
Российский университет дружбы народов, Москва
В данной статье делается попытка рассмотреть «Стратегию 2020» как одну из форм реализации национальных интересов России, и исходя из современных условий иллюстрируются примерные сценарии развития страны и общества в целом. Показывается актуальность, глубокая проработка и ясные постановки задач данной стратегии. В настоящее время Россия сталкивается с целым рядом новых вызовов и угроз, и для того чтобы стать по настоящему конкурентоспособным и сильным государством, доказывается необходимость реализации стратегии дальнейшего развития исходя исключительно из своих национальных интересов.

Сегодня условия, в которых находится Россия и весь мир изменились, мы переживаем мировой финансовый кризис и, безусловно, основная проблема реализации приоритетных национальных интересов связана, прежде всего, с этими обстоятельствами. Тем не менее, несмотря на мировой кризис, долгосрочные стратегии развития страны существенно не изменились и по-прежнему остаются на повестке дня.
Основы проекта «Стратегия-2020» были изложены Владимиром Путиным на заседании Госсовета в начале февраля 2008 года [1] .
«Стратегия 2020» появилась не случайно – она является логическим продолжением того курса, который проводился все последние годы. Согласно официальным данным, за последние пять лет по объему ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности, Россия обогнала ряд крупных стран, в том числе Францию, Бразилию и Италию, и сегодня находится среди семи крупнейших экономик мира. Теперь на первый план выходят качество экономического роста и качество жизни наших граждан, повысить которые можно только путем перехода на инновационный тип развития общества [5] .
В центр всей концепции был поставлен человек, его интересы и потребности, поскольку «развитие человека – это и основная цель, и необходимое условие прогресса современного общества. Это и сегодня, и в долгосрочной перспективе наш абсолютный национальный приоритет» [1] .
В «Стратегии 2020» можно выделить три ключевых элемента:
Во-первых, это вхождение России в группу ведущих мировых держав и по объему ВВП, и по среднедушевому доходу, и по множеству других параметров.
Во-вторых, это изменение качества развития – переход от энергосырьевой экономики к инновационной модели. Для этого нужны не только технологические инновации, но новые бизнес-модели, новые системы управления производством, новое содержание образовательных стандартов, и, что самое главное – инновационное поведение граждан.
Поэтому третьим элементом стратегии являются фундаментальные социальные изменения – инвестиции в человека. Необходимо создать все условия для раскрытия творческого потенциала, постоянного самосовершенствования и саморазвития каждого гражданина [6] .
До 2020 года рост экономики ожидается 60-70%, пенсии ежегодно будут увеличиваться на 20%, а инфляция в 2020 году составит 3-4%. Национальный курс должен стать главной движущей силой экономических реформ. При этом власти намерены заручиться поддержкой среднего класса, основой которого должны стать представители малого бизнеса. Производство и инновации – самые перспективные сферы деятельности для предпринимателей. Однако для реализации стратегии, только по предварительным подсчетам, необходимо принять 16 законов [10] .
19 ноября 2008 года на Всероссийском Медиафоруме на повестке дня очередного X съезда партии «Единая Россия» прошло обсуждение вопросов, которые касаются каждого гражданина страны. Главный вопрос Съезда касался концепции развития страны до 2020 года. А 26 ноября 2008 года председатель правительства РФ Владимир Путин подписал распоряжение, которым утвердил разработанную МЭРТ Концепцию долгосрочного социально-экономического развития страны на период до 2020 года [13] .
В соответствии со «Стратегией-2020» за ближайшие 12 лет нашей стране предстоит войти в пятерку крупнейших экономик мира. Планируется в 4 раза увеличить производительность труда. Доля среднего класса должна возрасти до 70 процентов. Среднюю продолжительность жизни в стране необходимо повысить до 75 лет. По существу, поставлена цель к 2020 году, как минимум, выровнять качество жизни в России и ведущих странах современного мира.
Очевидно, что для этого необходимо изменить структуру экономики, в разы увеличить объемы инвестиций, обеспечить новые стандарты жизни, довести до 70 процентов населения долю среднего класса, более чем в пять раз увеличить доходы консолидированного бюджета.
Развитие реального сектора экономики – основная база для успешного выполнения «Стратегии-2020». Точкой отсчета здесь является энергетика. Эту отрасль не случайно называют «кровью экономики»: она обеспечивает функционирование всего хозяйственного комплекса в целом [8] .
В чем, по нашему мнению, состоит основная задача этого проекта? Если говорить кратко: в любой политический процесс должно быть встроено какое-то крупное позитивное содержание. Его отсутствие в нынешних условиях губительно для целостности и конкурентоспособности государства, формирования и реализации его национальных интересов
Предполагается, что «Стратегия-2020» закладывает прочную основу для тех больших преобразований, которые ждут нашу страну в течение ближайших двенадцати лет.
Однако реализация «Стратегии-2020» будет возможно только в том случае, если для этого будут созданы надлежащие политические условия. При этом любой фактор имеет существенное политическое значение. Например, фактор частной собственности. Психологическая и политическая составляющая в факторе собственности исключительно огромна. Понимание права собственности – это правовой, политический, нравственный, психологический продукт. «Стратегия-2020» - это прежде всего политическая стратегия, а экономика является ее частью[7].
По нашему мнению, в «Стратегии-2020» необходимо выделить две основные линии: «качественное изменение экономики, которое невозможно без изменения общества» и «социальная поддержка нуждающихся». Качественное изменение экономики должно быть обеспечено соответствующими средствами – четкая ориентация на развитие даже в условиях кризиса.
Чтобы выполнить задачи «Стратегии-2020» и других приоритетных национальных проектов и достичь мирового уровня экономического развития, нам нужно добиться таких темпов роста можно только на основе существенного роста инвестиций и инноваций.
Нынешние темпы роста недостаточны для того, чтобы решить эти амбициозные задачи. Так, чтобы достигнуть 4-кратного повышения производительности труда, нам нужно повысить среднегодовые темпы роста производительности труда с нынешних 5-6 процентов до 12 процентов в год [8].
Это трудная, но вполне реальная задача. И в «Стратегии-2020» лидеры нашего государства обозначили развитие человека абсолютным национальным приоритетом. При этом ключевые стратегии являются всего лишь ориентирами, но не инструментариями. Как нам представляется, основной движущей силой в реализации долгосрочных национальных проектов Российской Федерации является коалиция всех участников модернизационного процесса.
Создание достаточно большой и долгосроч¬ной коалиции для модернизации в условиях демократии – задача чрезвычайно слож¬ная, и если на старте сильный лидер может сыграть здесь важную роль, то в дальнейшем возрастает значение общественных сил. Технократическая реализация реформ и стратегий имеет свои границы – рано или поздно голос больших общественных групп должен быть услышан.
В странах с устойчивой демократией и сформировавшейся рыночной экономикой имеется консенсус по вопросу о базовых прин¬ципах общественного и государственного уст¬ройства; соответствующие представления раз¬деляет подавляющее большинство граждан, независимо от партийных различий. В рос¬сийских условиях, где консенсус по подобным вопросам до сих пор не сложился, возникает необходимость учитывать интересы многих общественных групп, которые могут сущест¬венно различаться или даже противоречить друг другу. При этом имеющиеся в стране политические партии на сегодняшний день не способны справиться с задачей консолидации и выражения групповых интересов[7].
Следует иметь в виду, что набор ожиданий общества, характер притязаний отдельных групп может существенно видоизменяться под воздействием политических интере¬сов и при изменении ситуации. Поэтому в реальных условиях коалиции могут быть подвижны и менять свою конфигурацию. Соответственно, проведение в жизнь той или иной стратегии предполагает форми¬рование и поддержание соответствующей широкой коалиции, которая могла бы в течение длительного времени поддерживать модернизационный выбор, наиболее желательный, но, к сожалению, не самый вероятный сценарий развития России.
Исходя из особенностей социально-эко¬номического развития и нынешних полити¬ческих условий представляется, что события в России могут развиваться по различным сценариям [13]. Сценарий «рантье» – попытка жить на ренту. Различные группы общества охотно поддер¬живают подобную стратегию постольку, поскольку федеральные власти продолжа¬ют раздачу ресурсов. При таком сценарии модернизация не оказывается в центре про¬блем, а при этом ресурсов может не хватить на всех, а в случае внешнего шока (падение экспортных доходов, финансовые потрясе¬ния) серьезно повышается риск перераспре¬делительного конфликта.
Нео-мобилизационный сценарий базируется на концентрации ресурсов на важнейших – предположительно правильно отобран¬ных – направлениях, например, реализации инфраструктурных проектов, повышении экономического влияния России в мире. Он предполагает существенное участие государственного бюджета и государственных ком¬паний и институтов развития, а также полу¬принудительное частно-государственное пар¬тнерство. Главной проблемой этого подхода является низкая эффективность большого государства при высокой концентрации ресурсов, которые к тому же надо еще поддер¬живать в течение длительного времени.
Инерционный сценарий представляет собой скорее тактический, чем стратегический, по существу, оппортунистический режим «пожар¬ной команды». Это постоянное маневрирова¬ние между популизмом с раздачей субсидий и частичной мобилизацией, а также попыткой продолжать реформы рыночных институтов, с тем чтобы удовлетворять интересы раз¬личных общественных групп при решении наиболее актуальных тактических задач. Этот сценарий не дает больших шансов на стратеги¬ческий успех, но позволяет отвечать на запро¬сы наиболее сильных общественных коалиций или гасить возникающие угрозы.
Модернизационный сценарий на словах пользу¬ется широкой поддержкой и практически не имеет противников, но при этом все понима¬ют его по-своему. На сегодняшний день дан¬ная стратегия наиболее трудна для всех участ¬ников, и потому вероятность ее осуществле¬ния, как это ни странно, не слишком велика. Модернизационный сценарий предполагает значительные издержки для части акторов, причем позитивные эффекты для страны и экономики носят отложенный характер и требуют терпения и от граждан, и от элит. Модернизация невозможна без укрепления гражданского общества, совместного про¬гресса институтов рынка и государства, повы¬шения эффективности бизнеса. Поскольку на осуществление проекта модернизации страны и обретения ею нового места в мире уйдет время, равное жизни целого поколе¬ния, большая коалиция, которая составит базу поддержки этого проекта, должна просу¬ществовать в течение длительного периода (возможно, с изменениями в составе).
Если возникновение и сохранение такой коалиции возможно (что вовсе не очевидно), то такой сценарий является более надежной опорой модернизации, чем «благожелательный диктатор». Сочетание глубоких проблем России, ее огромных национальных амби¬ций и последствий всеобъемлющего кризи¬са вызывает закономерный скептицизм в отношении реалистичности модернизационного сценария.
Три первых сценария ведут страну в тупик, причем каждый из них сопряжен с собственной группой рисков. Хотя они не создают немедленной критической угро¬зы, но и не решают основной проблемы страны – общей модернизации и выхода на новый уровень развития. Ни государство, ни бизнес, ни граж¬данское общество не могут выбраться наверх поодиночке. Только осознав свое единство в попытке трансформации, Россия может претендовать на лидерские позиции в мире.
В качестве резюме нашего исследования предлагаем краткие рекомендации по осуществлению приоритетных национальных проектов:
- Программы нацпроектов должны разрабатываться и реализовываться не под конкретные администрации, а под рыночные механизмы, в которых задействованы конкретные люди, то есть каждый из нас, со своими реальными проблемами и видением ситуации. Только тогда, они будут читаемы и понятны. Роль же государственного чиновника в этой новой модели должна быть сведена к тезису «От экономики контроля и директив, к экономике создания стимулов для развития».
- Для создания механизмов выполнения реформирования страны не требуется изобретать что-то принципиально новое – надо лишь конструктивно использовать уже наработанное в других странах, их успешный опыт, и учесть их ошибки.
- Переход от нацпроектов к более масштабным стратегическим документам, таким как – «Стратегия 2020» – это не просто обещание того, как хорошо мы будем жить в 2020 году, купаясь в потоке «нефтедолларов», это программа действий по достижению того, что мы должны делать, чтобы перейти от ресурсоориентированной модели к инновационной модели экономики, где главным локомотивом развития и успеха будет малое и среднее предпринимательство. Такой характер действий требует радикальных и качественно новых решений прежде всего в области постепенного изменения основных институтов общества.
Таким образом, мы стоим на той позиции, что невозможно говорить о будущем России, о реализации «Стратегии-2020» без консолидации независимых институтов самого общества, без дальнейшего укрепления государственности, без четкого механизма реализации национальных интересов. Мы не имеем в виду тоталитарность, диктат власти. Мы имеем в виду эффективное управление страной. Сегодня очевидно, что, введя новые критерии оценки эффективности власти, мы сделали только первый шаг. Далее нам нужно разобраться с социальными приоритетами и эффективностью методов государственного строительства «для человека». Сегодня граждан России это действительно волнует, потому что с этим связана реализация их прав.
В свою очередь, невозможно говорить о позитивных реформах в слабом государстве. Возможно, кому-то нужно, чтобы Россия оставалась слабой, но нельзя постоянно заявлять о том, что у нас что-то не так, как в Европе или в США, не предлагая реальной программы улучшения . Мы должны изучать опыт других стран, для того, чтобы взять оттуда все самое ценное и прогрессивное и с помощью этого опыта решать собственные насущные задачи, укрепляя позиции высококонкурентоспособного на мировой арене государства.

Список источников

1.Веб-сайт партии “ Единая Россия” www.edinoros.ru ; Выступление В.Путина на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» 8 февраля 2008 года.
2.Веб-сайт “Национальные проекты” www.rost.ru
3.Веб-сайт Президента РФ www.kremlin.ru
4.Веб-сайт газеты “Ведомости” www.vedomosti.ru
5.Веб-сайт газеты “Коммерсант” www.kommersant.ru
6.Веб-сайт “Российская нация” www.rosnation.ru ; Стенограмма совместного заседания секций Форума "Стратегия-2020" .
7.Веб-сайт “Российская нация” www.rosnation.ru ; Стенограмма заседания секции "Наша демократия" Форума "Стратегия-2020" .
8.Веб-сайт “Российская нация” www.rosnation.ru ; Стенограмма заседания секции "Что такое инновации?" Форума "Стратегия-2020".
9.Веб-сайт “Российская нация” www.rosnation.ru; Стенограмма заседания секции "В поисках среднего класса" Форума "Стратегия-2020".
10.Веб-сайт “Российская нация” www.rosnation.ru ; Стенограмма заседания секции "Экономика. Технологии лидерства" Форума "Стратегия-2020" . 11.Веб-сайт “Российская нация” www.rosnation.ru ; Стенограмма заседания секции "Глобальный мир. Амбиции суверенной России" Форума "Стратегия-2020".
12.Веб-сайт “Российская нация” www.rosnation.ru ; Стенограмма заседания секции "Право против коррупции" Форума "Стратегия-2020".
13. Веб-сайт http://www.kreml.org/

 
Категория: Экономика
Просмотров: 2847 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0