Вторник, 27.06.2017, 08:00       Приветствую Вас Гость | Вход  

В разделе
История [1]
Маркетинг [2]
Менеджмент [4]
Политология [7]
Психология и педагогика [13]
Социология [10]
Управление персоналом [0]
Управление предприятием [5]
Филология и лингвистика [5]
Философия [4]
Экономика [54]
Юриспруденция [10]

Интернет - конференции » Каталог конференций » Архив статей » Экономика

ЭВОЛЮЦИЯ ТУРИЗМА. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ РЫНКА ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРОДУКТА

Дементьев А.Ю.
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва
Коротко показана эволюция понятия «туризм», на основе анализа понятий предлагается новое, приводятся факторы оказывающие влияние на развитие рынка туристического продукта, инфляция как фактор-проблема.

Туризм - это понятие, которое неодинаково трактуется, как специа-листами в области туризма, так и просто гражданами, это понятие сложное и многофункциональное. У кого-то туризм ассоциируется с активными по-ходами пешком, на велосипедах, лыжах, лодках, у кого-то с отдыхом в гостиничных комплексах в горах, или на берегу теплого моря, кому-то ту-ризм представляется как бизнес, предназначенный для предоставления различных услуг туристам и получения прибыли от этой деятельности.
Дать определение туризма довольно сложная задача по причине его многогранности. Это понятие постоянно эволюционировало, и по этой причине целесообразно обратиться к авторитетным энциклопедическим изданиям.
Если обратиться к Толковому словарю «великорусского языка» В.И. Даля изданному в 1863—1866 годах или русской универсальной энцикло-педии Брокгауза и Ефрона, выпущенной акционерным издательским обще-ством Ф.А. Брокгауза — И.А. Ефрона в 1890—1907 годах, то статей пояс-няющих значение слова «туризм» мы не найдем. Оно в русской лексике употребляется не многим более чем 100 лет.
Этого слова не найти в уставе первого в России «Предприятия для общественных путешествий во все страны света Леопольда Липсона», от-крытого в Санкт-Петербурге в 1885 году, нет его в уставе Крымского гор-ного клуба, созданного в 1890 году в Одессе.
Более или менее слово «туризм» начало распространяться после того, как в 1895 году в Санкт-Петербурге образовалось Общество вело-сипедистов-туристов, или «Русский туринг-клуб» переименованный в начале XX века в Российское общество туристов.
Энциклопедический статус в России «туризм» приобрел в 1947 году, когда в 55 томе первого издания Большой советской энциклопедии появи-лась обширная статья. В то время он трактовался следующим образом: ту-ризм, один из способов организации и проведения досуга в путешест-виях. Разрешая ряд общих задач коммунистического воспитания тру-дящихся, и используя как средство различные виды передвижения (пешком, на лыжах, водой и др.), советский туризм втягивает массы тру-дящихся в овладение физической культурой. Ставя своей задачей под-нятие политического и культурного уровня и расширение кругозора трудящихся, советский туризм знакомит их, как с природными бо-гатствами Советского Союза, так и с историческим прошлым народов, населяющих Советскую страну, прививая трудящимся чувство советско-го патриотизма. Наряду с воспитательной ролью советский туризм име-ет огромное оздоровительное значение. В пешеходных, лыжных, гор-ных и водных походах советские туристы получают физическую тре-нировку и закаляют организм. Совместное преодоление туристами труд-ностей и невзгод путешествий, подчас проходящих в тяжелых природных и метеорологических условиях, прививает такие навыки, как умение ориен-тироваться, приготовить пищу на костре, оборудовать привал и ночлег, ока-зать неотложную медицинскую помощь в несчастных случаях, культур-но организовать досуг на привале, установить связь с местным населением и т.д. Таким образом, расширяя политический и культурный кругозор совет-ских туристов, готовя будущих закаленных и выносливых бойцов, вла-деющих навыками походного быта, советский туризм имеет огромное воен-но-воспитательное значение. [3]
Это определение ярко показывает, что туризм в советское время был крайне идеологизирован. Основной его целью было формирование человека новой социалистической формации: во-первых, это удобный способ форми-рования «выносливых бойцов», во-вторых - недорогой вид отдыха, так как под туризмом понимались преимущественно туристские походы, связанные с палаточным бытом.
Отсутствовали такие понятия, как деловой, экологический, экстре-мальный туризм, лечебный туризм и т.п. Например, пенсионер, отдыхаю-щий в санатории, никак не относился к туристам. Более того, в Советском Союзе в конце 40-х годов отсутствовало такое понятие, как международный ту-ризм.
В 1956 году в «Большой советской энциклопедии» дается следующее определение туризма. Туризм — один из видов активного отдыха, представ-ляющий собой путешествия, совершаемые с целью познания тех или иных районов, новых стран и сочетаемые в ряде случаев с элементами спорта. В СССР туризм является не только средством познания родной земли и дру-гих стран, но и составной частью физической культуры - одного из средств коммунистического воспитания масс.[4]
В определении 1956 года не просматривается тотальная идеологиза-ция в деятельности туризма, более того, становится ясным, что в стране на-чинает развиваться международный туризм. Однако походы с активными средствами передвижения по территории своей страны, по-прежнему оста-ются доминирующей составной частью туризма.
Новая более лаконичная трактовка понятия «туризм» была дана в «Эн-циклопедии туриста» в 1993 г.
Туризм — путешествие (поездка, поход) в свободное время (отпуск, каникулы и т.п.); вид активного отдыха, средство оздоровления, познания, духовного и социального развития личности. [5]
В данном определении туризм не идеологизирован. Однако в его сферу еще не попадали такие виды, как учебный, деловой туризм. Ничего не говорится и о месте туризма в хозяйственном комплексе страны, хотя во многих регионах он становится существенной его составляющей.
В 1996 году туристская деятельность была оформлена законода-тельно Федеральным законом Российской Федерации «Об основах ту-ристской деятельности в Российской Федерации», а в 2007 году внесены уточнения и изменения. В настоящее время специалисты пользуются следующим определением:
Туризм — временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познава-тельных, физкулътурно-спортивных, профессионально-деловых, рели-гиозных и иных целях, без занятия деятельностью, связанной с полу-чением дохода от источников в стране (месте) временного пребыва-ния.[6]
В Федеральном законе определение «туризм» трактуется более широко и соответствует понятию, принятому в международной практи-ке.
Однако дискуссии по поводу «туризма» в научных и практиче-ских кругах не сняты с повестки дня. В различных отечественных и за-рубежных литературных источниках можно встретить множество опре-делений от простых, до сложных, например: «Туризм — путешествия, специально организованные, совершаемые для отдыха и с познаватель-ными целями, иногда с элементами спорта» (Словарь русского языка, 1988) или «Туризм — разновидность рекреации, один из видов активного отдыха» (Крачило, 1980).
В настоящее время целесообразно подходить к определению туриз-ма, во-первых, как к узкоспециализированному понятию, во-вторых, как к понятию, которое отражает его концептуальное значение, чтобы наиболее полно отразить его сущность и содержание.
Например, что такое туризм в современных условиях - это процесс, механизм или деятельность?
Анализ различных литературных источников [1],[2],[3],[4],[5],[6] по-казывает, что в современных условиях под туризмом следует понимать комплекс познавательных, развлекательных, оздоровительных и других рекреационных мероприятий, связанных с выездом людей с постоянного места жительства, а также целенаправленная деятельность по обеспечению товарами и услугами участников туристического процесса с целью полу-чения прибыли.
В настоящее время, в связи с проведением в России различных реформ, наметилась тенденция к развитию въездного туризма. Ино-странных граждан привлекает русская экзотика, казачьи туры, степные кибиточные туры, этносы, горные аулы, северные туры на собачьих уп-ряжках и многое другое. Например, для японцев считается экстримом и вместе с тем очень хорошим отдыхом, а также экзотикой жизнь на рус-ской даче, так как в Японии нет дач. Очень популярными становятся путешествия в российскую глубинку, в заброшенные шахты, посеще-ние объектов сталинской эпохи с советской символикой, участие в «субботниках» и «соцсоревнованиях», катание на моторных лодках, охота, рыбная ловля: создают неповторимый колорит. Формируется рынок туристического продукта, который постепенно становится частью мирового. В недалеком будущем, туризм, как сложный межотраслевой комплекс, должен обеспечить поступление высоких доходов в бюджет страны. Понимание роли и места туризма, как многогранного явления со-временного мира имеет огромное значение для развития национальной и мировой экономики. Рынок туристического продукта, как и любой дру-гой рынок, характеризуется спросом, предложением, ценой и конкуренци-ей. На его функционирование оказывают влияние следующие факторы:
- политические, такие как глобализация, военные конфликты, визо-вые формальности;
- социально-экономические, такие как демография, занятость насе-ления, денежные доходы населения, прожиточный минимум, покупатель-ная способность, инвестирование;
- природно-климатические, такие как использование природных ре-сурсов, техногенные факторы, качество воды, уровень шума, состояние атмосферного воздуха и другие;
- культурно-исторические факторы;
- материально-технические;
-фактор безопасности и фактор риска.
В условиях современного экономического кризиса, от которого в первую очередь страдает финансовая система и сфера услуг, рынок тури-стического продукта также подвержен рискам, поэтому целесообразно вы-делить еще один фактор или проблему, возникающую при работе с ценами. Одной из таких проблем является тенденция роста цен. Этот процесс носит название инфляции. В отличие от многих других экономических категорий инфляция имеет не только теоретическое, но и чисто утилитарное значение.
Инфляция определяется как процесс, характеризующийся повыше-нием общего уровня цен в экономике или, что практически эквивалентно, снижением покупательной способности денег. Понятием, обратным ин-фляции, является дефляция, т.е. процесс падения цен. Если дефляция в мировой экономической истории носила лишь эпизодический характер, то инфляция в той или иной степени проявляется постоянно, и ни одной стране не удается избежать ее влияния.
Основополагающим, сущностным признаком инфляции является рост цен в среднем; не увеличение цены какого-то отдельного товара или услуги, а увеличение усредненной цены всей номенклатуры товаров, услуг вы-бранных в качестве базы выявления уровня инфляции. Важно также отме-тить, что не существует какой-то формальной нижней границы изменения цен, которая могла бы использоваться как критерий инфляции — например, если цены увеличились в среднем менее чем на 3%, инфляции нет, а если бо-лее чем на 3%, имеет место инфляция. Такого формализованного критерия не существует. Вместе с тем понятно, что в зависимости от того, какая но-менклатура продукции или товаров взята в качестве базовой при характери-стике инфляции, количественное выражение ее уровня будет различным.
Особое влияние инфляция оказывает на туристические услуги пото-му, что последние имеют ряд особенностей. Например, таких как: оплата за услуги происходит в одном месте, а потребление тура (услуг) в другом и в другое время, что вызывает различные проблемы, которые особенно ост-ро встают в условиях галопирующей и гиперинфляции. Преодоление ин-фляции остается одной из главных задач антикризисной стратегии. Необ-ходимо отметить, что основным способом борьбы с инфляцией должна быть борьба с её основополагающими причинами. В свою очередь уста-новление полного государственного контроля над ценами (структурализм)1 и доходами туристических организаций без устранения причин инфляции негативно скажутся на развитии рыночных отношений.
Таким образом, эволюция развития туризма показывает, что в совре-менных условиях туризм становится одной из основных отраслей форми-рования бюджета в России, формируется рынок туристического продукта, на который воздействует весь перечень перечисленных факторов, в том числе и инфляция.
_________
1. Эволюция рыночных отношений сформировала три направления антиинфляци-онной политики, это кейнсианство, монетаризм, структурализм.

Литература

1. А.Д. Каурова. Организация сферы туризма. Издание третье, перерабо-танное и дополненное. Рекомендовано в качестве учебного пособия Санкт-Петербургским институтом гостеприимства. Москва – Санкт-Петербург «Издательский дом Герда» 2008.
2. Г.П. Довженко. Основы туризма. - Учебное пособие для студентов выс-ших учебных заведений, обучающихся туристским профессиям. Издатель-ский центр « Март» Москва-Ростов-на-Дону 2009.
3. «Большая советская энциклопедия»- 1947 г.
Первое издание.
4. «Большая советская энциклопедия»- 1956 г..
Второе издание.
5. Энциклопедия туриста 1993 г..
6. Федеральный закон Российской Федерации «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»-1996 года.
7. В.Е. Есипов. Цены и Ценообразование. - Учебник для Вузов, 2008. с.98-108.
8. ФГОУВПО «РГУТ и С». «Сервис pluss».- научный журнал №4.- 2008. с.29-37.1
9. ФГОУВПО «РГУТ и С». «Вестник ассоциации вузов туризма и серви-са». - научный журнал № 3(6) ¬– 2008. с. 13-18.
10. ФГОУВПО «РГУТ и С». «Современные проблемы сервиса и туризма». – научный журнал № 4 с.73-78.
11. «Маркетинг в России и за рубежом».- Журнал №1 2009 с.5-18, 23-31.
12. http://magister.msk.ru/library/economic/economic.htm
13. http://www.book.narod.ru/bisness/1.html
14. www.integrum.com

 
Категория: Экономика
Просмотров: 6200 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0