Вторник, 27.06.2017, 07:53       Приветствую Вас Гость | Вход  

В разделе
История [1]
Маркетинг [2]
Менеджмент [4]
Политология [7]
Психология и педагогика [13]
Социология [10]
Управление персоналом [0]
Управление предприятием [5]
Филология и лингвистика [5]
Философия [4]
Экономика [54]
Юриспруденция [10]

Интернет - конференции » Каталог конференций » Архив статей » Экономика

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АНАЛИЗА КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ, РАБОТ, УСЛУГ

Аккулов А.И.
ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет» Уфимский филиал, г. Уфа
Совершенствование анализа качества продукции, SWOT-анализ, РЕSТ - анализ, анализ конкурентных стратегий коммерческой организации, анализ конкурентоспособности продукции, работ, услуг

Цель анализа коммерческой организации - установление стратегических и тактических факторов повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, работ, услуг, эффективности и устойчивости функционирования коммерческой организации для более эффективного функционирования коммерческая организация должна анализировать и сопоставлять свои возможности с возможностями конкурентов, т.е. необходимо проводить комплексный анализ всех внешних факторов и внутренних позиций коммерческой организации в отношении качества продукции, работ, услуг и развития организации в целом.[1]
В результате анализа внутренней и внешней среды коммерческой организации появляется возможность оценить соответствие коммерческой организации, качества выпускаемой продукции, работ, услуг запросам рынка, потребителей. На основе этих данных разрабатываются стратегические программы развития качества продукции, работ, услуг коммерческой организации.
На основании анализа факторов, характеризующих внутреннюю и внешнюю среду коммерческой организации, можно определить состояние коммерческой организации и ее отношение к качеству производимой продукции, работ, услуг, для этого необходимо ответить на вопросы:
1. Насколько эффективна действующая стратегия качества продукции, работ, услуг?
2. Каковы сильные, слабые стороны выпускаемой продукции, работ, услуг, какими возможностями владеет коммерческая организация, и что представляет угрозу для выпускаемой ею продукции, работ, услуг?
3. Являются ли цена продукции, работ, услуг и издержки коммерческой организации конкурентоспособными?
4. Насколько прочна конкурентная позиция выпускаемой продукции, работ, услуг коммерческой организации?
5. С какими стратегическими проблемами в области качества продукции, работ, услуг сталкивается коммерческая организация?
Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо использовать различные аналитические инструменты, к которым, в частности, относятся SWOT-анализ, РЕSТ - анализ, анализ конкурентных стратегий коммерческой организации, анализ конкурентоспособности продукции, работ, услуг.[3]
SWOT-анализ представляет собой анализ внешней и внутренней среды коммерческой организации и позволяет определить позиции производимой продукции, работ, услуг на рынке и позиции коммерческой организации в целом.
SWOT- анализ означает - S -Strengths - сильные стороны; W -Wesknesses - слабые стороны; О - Opportunities - возможности; Т - Threats-угрозы. Данный анализ сводится к заполнению таблицы и проводится в два этапа. На первом этапе заполняются квадраты «Возможности» и «Угрозы» - связанные с внешней средой, а на втором «Сильные стороны» и «Слабые стороны» - характеризующие внутреннюю среду коммерческой организации.
К потенциальным внешним возможностям коммерческой организации можно отнести, выявленные в процессе анализа внешней среды, способность удовлетворять качеством производимой продукции, работ, услуг дополнительные группы потребителей или выходить на новые рынки. Расширять ассортимент выпускаемой продукции, работ, услуг, использовать разработки НИОКР, навыки и технологические ноу-хау в выпуске продукции, работ, услуг. Осуществлять вертикальную интеграцию (вперед или назад), а также возможность быстрого развития и предоставления необходимого объема продукции, работ, услуг, в связи с резким ростом спроса. Способность выйти со своей продукцией, работами, услугами, на привлекательные рынки. Возможность оценить слабые позиции конкурентов.
На уровень развития и благосостояния коммерческой организации могут отрицательно повлиять определенные факторы внешней среды, которые представляют собой угрозу функционирования коммерческой организации.
На следующем этапе коммерческая организация определяет как сильные и слабые стороны своей продукции, работ, услуг, так и организации в целом.
Сила - это то, в чем коммерческая организация преуспела, или какая-то особенность, предоставляющая ей дополнительные возможности. Слабость - это отсутствие чего-то важного для ее функционирования или то, что не удается коммерческой организации (по сравнению с другими) или нечто, ставящее ее в неблагоприятные условия.
Затем коммерческая организация должна определить взаимосвязь факторов внутренней и внешней среды, их влияние друг на друга, на деятельность организации и качество производимой продукции, работ, услуг. Для оценки этих связей необходимо составить матрицу SWOT- анализа. На каждом из полей необходимо рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии качества продукции, работ, услуг и стратегии развития организации в целом.[2]
Кроме того, коммерческая организация должна оценить значимость факторов и степень их влияния на формирование стратегии развития организации в целом и качество выпускаемой продукции, работ, услуг. При определении значимости фактора коммерческая организация должна оценить силу его влияния на положение организации. Анализируя возможности угрозы, коммерческая организация оценивает вероятность использования возможности или реализации угрозы. Основным методом при проведении данного исследования является метод экспертных оценок.
Анализировать внешнюю среду коммерческой организации, определять влияние внешних факторов на деятельность коммерческой организации и стратегии развития качества продукции работ, услуг позволяет РЕSТ - анализ, который означает - Р - Роlicy - политика; Е -Есоnomy - экономика; S — Society - общество; Т — Тechnology - технология. Из названия данного анализа можно судить о факторах, которые исследуются, и определяется их влияние на развитие коммерческой организации и ее стратегии развития качества продукции, работ, услуг - это политические, экономические, социокультурные и технологические.
На основании этого можно сделать вывод о том, что цель анализа развития внешней среды заключается в том, что анализ должен обеспечивать коммерческую организацию информацией, которая бы помогала ей вовремя перестроиться на выпуск и реализацию технологически перспективной продукции, работ, услуг. Кроме того, коммерческая организация должна получать достаточную прибыль от своих традиционных видов продукции, работ, услуг и при этом уметь вовремя от них отказаться в пользу более перспективной продукции, работ, услуг.
Анализ каждого из указанных факторов коммерческая организация должна проводить системно, так как все эти компоненты между собой взаимосвязаны тесным и сложным образом. Любое изменение одного компонента немедленно отразится на все остальные. И такие изменения для коммерческой организации, в конкретной ситуации, могут быть либо угрозой, либо возможностью будущего успеха и развития.
На качество выпускаемой продукции, работ, услуг коммерческой организации большое влияние оказывает внешняя среда коммерческой организации, которая представляет собой конкурентную среду. Состояние этой среды постоянно меняется и влияет на качественные характеристики продукции, работ, услуг. Поэтому руководство коммерческой организации, используя стратегическое управление, должно обеспечить эффективную адаптацию организации к любым изменениям внешней среды, определять, планировать, анализировать и контролировать возможности этих изменений и их влияние на качество выпускаемой продукции, работ, услуг.
Качество продукции, работ, услуг, способы, системы, методы управления им, оказывают непосредственное влияние на качество функционирования коммерческой организации, уровень ее конкурентоспособности, наличие конкурентных преимуществ в отношении производства и реализации продукции, работ, услуг, т.е. можно сделать вывод, что в общей совокупности перечисленные аспекты будут отражать качество функционирования коммерческой организации или качество бизнеса коммерческой организации. К аспектам, характеризующим качество продукции, работ, услуг и качество бизнеса коммерческой организации, можно отнести:
1) насколько прочно коммерческая организация удерживает свою конкурентную позицию в настоящее время в отношении качества продукции, работ, услуг;
2) каковы перспективы укрепления или ослабления конкурентной позиции производимой продукции, работ, услуг при сохранении применяемой в настоящее время стратегии развития качества и организации в целом;
3) какое место занимает продукция, работы, услуги коммерческая организация среди основных конкурентов;
4) имеет ли продукция, работы, услуги коммерческой организации в настоящее время конкурентное преимущество или отстают по уровню конкурентоспособности от основных конкурентов;
5) какова способность коммерческой организации защищать свою позицию в контексте движущих сил отрасли, конкурентного давления, ожидаемых шагов конкурентов.
Анализ конкурентной позиции коммерческой организации позволяет определить «стратегические проблемы», т.е. определить потенциальные опасности и возможности развития, в условиях внешнего окружения коммерческой организации, и разрыва между имеющимися у организации ресурсами и ресурсами, необходимыми ей для достижения успеха.[3]
В итоге, анализ выливается в разработку стратегического плана, в котором определяется совокупность фундаментальных основ деятельности коммерческой организации, в среднесрочном и долгосрочном периодах (цели, рынки, виды и качество продукции, работ, услуг, используемые средства и ресурсы).
Для более качественной оценки позиции коммерческой фирмы необходимо проанализировать и выявить позиции продукции, работ, услуг на рынке, выявить преимущественные позиции качества продукции, работ, услуг, возможность дальнейшего роста и развития объемов реализации продукции, работ, услуг.
Анализ конкурентоспособности продукции, работ, услуг коммерческой организации осуществляется в два этапа. На первом этапе качество продукции анализируется по данным экспертных оценок, в баллах, рассматриваются такие показатели как полезный эффект продукции, показатель назначения, надежности, экологичности, эстетичности, стандартизации, качество сервиса, обслуживания. Второй этап анализа проводится по данным бухгалтерского учета, а именно анализируются совокупные затраты, затраты на маркетинг, на НИОКР, на производство, показатели финансовой устойчивости.
Анализируются показатели основных конкурентов и показатели коммерческой организации фактические и прогнозируемые. В результате анализ позволит определить качественные характеристики выпускаемой продукции, работ, услуг и место коммерческой организации в рыночной конъюнктуре.
На основе данных, полученных при анализе внутренней и внешней среды, определении конкурентоспособности коммерческой организации и производимых ею продукции, работ, услуг, управленческий и стратегический учет получает необходимую информацию, которую преобразует в учетные данные о составе затрат на качество продукции, работ, услуг, о цене продукции, работ, услуг. Предоставляет информацию об объемах производства конкурирующей продукции, работах, услугах, о финансовой стабильности организации. Через качество продукции работ, услуг происходит повышение и качества бизнеса коммерческой организации.

Список литературы

1. Дьяченко М.А. Учет и анализ расходов на качество./ М.А. Дьяченко, Н.В. Михайлова, Н.А. Мурзак, Л.А.Федорова.// Экономика качества.-2004.-№4-С.27-31.
2. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности. /Г.В. Савицкая. Учебное пособие.-3-е изд.-М.:ИНФРА-М,2005.-272с.
3. Таранова Н.С. Развитие учетно-аналитического обеспечения управления качеством продукции, работ, услуг в коммерческих организациях./ Таранова Н.С. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук.- Шахты, 2007.

 
Категория: Экономика
Просмотров: 7596 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0