Четверг, 24.08.2017, 12:56       Приветствую Вас Гость | Вход  

В разделе
История [1]
Маркетинг [2]
Менеджмент [4]
Политология [7]
Психология и педагогика [13]
Социология [10]
Управление персоналом [0]
Управление предприятием [5]
Филология и лингвистика [5]
Философия [4]
Экономика [54]
Юриспруденция [10]

Интернет - конференции » Каталог конференций » Архив статей » Социология

О ФУНКЦИЯХ, ПРИЛОЖЕНИЯХ И ЗАДАЧАХ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

Чернышов М.Ю.
Иркутский научный центр СО РАН
Обсуждаются функции социальной философии, её задачи и практические приложения., Для поддержания высокого статуса социальной философии мы считаем необходимым: 1) расширение ее категориального аппарата; 2) включение в предмет исследования задач междисциплинарного характера; 3) разработку конкретных приложений и конкретных методов решения сложнейших междисциплинарных задач.

1. Введение. По традиции, большинство авторов ограничивают перечень основных функций социальной философии (как и философии в целом) лишь двумя основными функциями: мировоззренческой (связанной с формированием основы общих представлений о сущности окружающего социального мира и месте человека в нём) и методологической, связанной с развитием методологии теоретического исследования и познания социальной действительности.
Обе эти функции переплетены между собой. Дело в том, что – в зависимости от мировоззрения исследователя – в основу методологии социальной философии могут быть положены принципы диалектики или же метафизики (представляя исследуемое явление как развивающееся или же раз и навсегда данное), детерминизма или индетерминизма и т.д. Формирование верной философской методологии из достижений конкретных наук на каждом определенном этапе развития науки в целом позволяет смело использовать её в качестве системы общих принципов подхода к исследуемому явлению в любой области знания.
Существенной проблемой, обнаружившейся в последние два десятилетия, стала необходимость поиска новых функций, новых приложений, новых задач социальной философии. Выяснилось и то, что в рамках старых представлений и старого категориального аппарата социальной философии трудно сказать об обществе что-то новое.
В наших публикациях мы неоднократно указывали на то, что для доказательства своей важности и поддержания своего статуса социальной философии необходимы: 1) расширение категориального аппарата, 2) включение в предмет исследования задач междисциплинарного характера, причем, не только традиционных социально-экономических задач, но также вполне конкретных экономико-правовых, социально-правовых, идеолого-правовых, этико-правовых и т.д. задач [16], а также 3) разработка конкретных методов решения междисциплинарных задач [17: С.151–2; 15].
2. О функциях и приложениях социальной философии. Сфера приложения сил специалистов в области социальной философии тоже полна противоречий.
Несмотря на глубокие изменения, произошедшие в экономике, праве и социальной политике России за последние двадцать лет, философы России в подавляющем большинстве своем остались в плену старых представлений о том, как должна строиться и развиваться социальная философия и другие науки об обществе. Они продолжают заниматься проблемами, отвлеченными от реальной социальной действительности и потребностей общества. Большинство научных руководителей соискателей продолжили с их помощью разработку “тем позавчерашнего дня”, которые едва ли можно признать актуальными для практических потребностей социальной жизни общества.
Например, даже в наиболее интересных (на наш взгляд) диссертациях, защищенных за последние три года, обсуждаются, например, проблемы интерсубъективности (дисс. И.Д.Зайцева (2008) [5]), интенциональности в философии (дисс. Е.В.Востриковой (2007) [3]), исихастические антропологические процессы (дисс. П.Б.Сержантов (2008) [13]), предприняты попытки в тысячный раз заново интерпретировать идеи Ф.Ницше (дисс. А.С.Игнатенко (2008) [6]) или З.Фрейда и т.п.
Проблема состоит в том, что многие специалисты в области социальной философии, в силу особенностей образования и представлений о том, что такое философия, были готовы бесконечно критиковать марксистско-ленинскую философию, исторический материализм, но не были готовы генерировать и развивать требуемые временем идеи, связанные с новыми приложениями социальной философии, предлагать новые концепции и методы. Не удивительно и не секрет, что Министерство образования и науки и сегодня все еще ориентируется на закрытие направления, занимающегося пустым философствованием для упражнений ума. Поэтому социальная философия остро нуждается в новых и полезных приложениях. И такие приложения появились.
Да, время огульного отрицания марксизма (см. напр. [10; 14]) прошло. Но наступил черед критического философского переосмысления проблематики глобального капитализма (см. напр. монографию В.Г.Федотовой, В.А.Колпакова, Н.Н.Федотовой (2008)), переосмысления марксистской социальной философии, предполагающего очищение последней от послемарксовых упрощений и попыток превратить её в вероучение. В новейших трудах выдающегося философа Ю.К.Плетникова был раскрыт ряд проигнорированных выводов К.Маркса, которые в наше время приобрели важное теоретическое и методологическое значение. В этом ключе были подвергнуты исследованию новейшие тенденции мирового развития [12].
Значительный вклад в развитие социальной философии внесли новаторские исследования таких известных философов, как В.М.Артемов, в трудах которого подняты вопросы свободы и нравственности [1], В.Г.Федотова, в статьях которой обсуждаются проблемы глобализации и терроризма (см. напр. (Федотова 2002–2004)). В своих работах Г.И.Иконникова одной из первых коснулась проблем связи социальной философии с правом [7]. Известно, например, что социолог Л.М.Куликов рассматривает политологические проблемы через призму социологических проблем [9]. Философ Г.П.Отюцкий рассмотрел проблемы социальной политики в аспекте социальной философии, и это способствовало углубленному философскому исследованию социальной политики регионов России [11].
Как уже было сказано, многие философы в силу представлений и особенностей образования не готовы были генерировать и развивать требуемые временем идеи, связанные с новыми приложениями социальной философии, предлагать новые методы. Не удивительно, что в таких условиях в перечень функций социальной философии были включены такие общенаучные функции, как гуманистическая функция и общекультурная функция. Но, как подчеркивает В.С.Барулин, обе эти функции совершенно не свойственны социальной философии [2: Т.1, С.28].
Гуманистическую функцию социальной философии определяют как функцию, “связанную с освобождением человека и воспитанием его личности в духе гуманизма” [4]. Но при таком определении она имеет прямое отношение к педагогике и психологии. Общекультурная функция имеет прямое отношение к культурологии. Нельзя не согласиться с Г.Е.Корявко, в том отношении, что едва ли правильно, даже исходя из самых лучших соображений, нагружать социальную философию функциями, ей не свойственными, и заставлять философов решать подобные сложнейшие задачи тривиальным способом философской рефлексии [8: С.26].
Другое дело, если философы берутся за анализ проблем социальной нравственности (см. напр. [1; 18; 19]) или предлагают конкретные подходы к воспитанию социальной нравственности в рамках социума ([18; 20; 21], тогда это – прямая функция социальной философии, которая могла бы, решая такие задачи, содействовать решению острых проблем социальной политики.
3. О важных, полезных функциях и реальных задачах социальной философии, которые можно решать уже сегодня. Множество реальных задач, которые сегодня по силам специалистам в области социальной философии, может включать в себя: познание условий и факторов развития и существования социума, конкретной социальной группы или её членов; исследование места, статуса и положения гражданина (а не человека, как обычно упрощают) в усложненной структуре социальных отношений; исследование возможных способов осмысления социальной реальности общества или конкретной социальной группы; исследование возможных путей реального улучшения экономико-правовых, социально-правовых, идеолого-правовых, этико-правовых и иных условий жизни данной социальной группы или социума в целом.
Мы убеждены в том, что на современном этапе выводы в трудах по социальной философии не могут быть ограничены общими словами. Социальная философия может и должна выполнять множество практических функций, т.е. выполнять практически полезные исследования и предлагать, наконец, конкретные подходы к решению различных социальных задач.
В отличие от социологии, социальная философия должна, во-первых, предлагать идеи и социальные концепции общего характера, которые содержали бы философские воззрения на конкретные социальные явления, процессы и проблемы; во-вторых, выполнять функции не только философского анализа социальной реальности, но также предсказания возможных последствий тех или иных процессов в обществе, внешних или внутренних воздействий на него; в-третьих, выполнять функцию генерации подходов к позитивному преобразованию действительности. Эти три функции в рамках множества практических функций являются, несомненно, самыми важными и полезными функциями социальной философии.
Более того, необходимо, чтобы в выводах формулировались конкретные рекомендации, предлагались концепции и стратегии, которые могли бы послужить основой для продуктивных идей и стратегий социальной политики государства в интересах его граждан. Именно таким пониманием функций социальной философии мы руководствовались в наших исследованиях.

Список литературы

1. Артемов В.М. Свобода и нравственность / В.М.Артемов.– М.: Канон-Плюс, 2007.– 224 с.
2. Барулин В.С. Социальная философия: Учебник для вузов / В.С.Барулин.– В 2 томах.– М., 2004.
3. Вострикова Е.В. Интенциональность в современной философии сознания: Автореф. дисс. … канд. философских наук: 09.00.01 – онтология и теория познания / Институт философии РАН.– М., 2007.– 21 с.
4. Громов М.Н. Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии / М.Н.Громов // Вопросы философии, 2006.– № 1.
5. Зайцев И.Д. Интерсубъективность как проблема социальной философии: Автореф. дисс. … канд. философских наук: 09.00.11 – социальная философия / Институт философии РАН.– М., 2008.– 41 с.
6. Игнатенко А.С. Интерпретация идей Фридриха Ницше во французской философии второй половины XX века (Фуко, Делёз, Деррида): Автореф. дисс. … канд. философских наук: 09.00.03 – история философии / Институт философии РАН.– М., 2008.– 23 с.
7. Иконникова Г.И. Философия права / Г.И.Иконникова.– М.: КНОРУС, 2007.– 321 с.
8. Корявко Г.Е. Философское сознание как рефлексия / Г.Е.Корявко // Вестник Московского ун-та. Серия “Философия”.– 2006.– № 3.– С. 25–29.
9. Куликов Л.М. Основы социологии и политологии: Учеб. пособие / Л.М.Куликов.– М.: Финансы и статистика, 2010.– 336 с.
10. Никифоров А.Л. Является ли философия наукой? / А.Л.Никифоров // Философские науки, 1989.– № 6.– С. 53.
11. Отюцкий Г.П. Социополитика региона: Теория и практика / Г.П.Отюцкий.– М.: КНОРУС, 2010.– 448 с.
12. Плетников Ю.К. Материалистическое понимание истории и проблемы теории социализма /Ю.К.Плетников.– М.:Альфа-М, 2008.–368 с.
13. Сержантов П.Б. Феноменология дискретного времени в философской антропологии (исихастский опыт): Автореф. дисс. … канд. философских наук: 09.00.13 / Институт философии РАН.– М., 2008.– 26 с.
14. Чанышев А.Н. Некоторые соображения по поводу статьи двух философов / А.Н.Чанышев // Весник Московского университета. Сер. “Философия”, 1991.– № 2.– С.88.
15. Чернышов М.Ю. Математическая модель процесса инвалидизации населения региона // Пробелы в российском законодательстве.– 2009. – № 3.– С. 237–239.
16. Чернышов М.Ю. Социальное здоровье и инвалидизация: Социально-экономический фактор // Соц. политика и социол.– 2009.– № 4.
17. Чернышов М.Ю. Социальное здоровье населения и инвалидизация, связанная с социально-экономическими факторами // Вестник БГУ.– 2009.– Вып. 6а.– Философия, социология, политология, культурология.– С. 150–155.
18. Чернышов “Путь к нравственности начинается” // Вестник БГУ.– 2010.– Вып. 6а.– Философия, социология, политология.– С. 150–155.
19. Чернышов М.Ю. В поддержку позиции Президента: Путь к социальной нравственности // Ученые записки РГСУ, 2010. – в печати.
20. Чернышов М.Ю. Возрождение социальной нравственности // Вестник БГУ, 2010. – в печати.
21. Чернышов М.Ю. Путь к социальной нравственности // Искусство и образование, 2010. – в печати.

 
Категория: Социология
Просмотров: 3983 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0