Четверг, 24.08.2017, 12:43       Приветствую Вас Гость | Вход  

В разделе
История [1]
Маркетинг [2]
Менеджмент [4]
Политология [7]
Психология и педагогика [13]
Социология [10]
Управление персоналом [0]
Управление предприятием [5]
Филология и лингвистика [5]
Философия [4]
Экономика [54]
Юриспруденция [10]

Интернет - конференции » Каталог конференций » Архив статей » Социология

Профессиональное образование в провинциальном городе как фактор снижения социальной напряжённости

Т.И. Фомина
НОУ «Институт Открытого образования г. Прокопьевска»
Автор статьи обосновывает положение о необходимости системного подхода к вопросу о роли профессионального образования в жизни провинциального города, рассматривает его, в частности, в качестве фактора снижения социальной напряжённости. Выводы основаны на результатах собственных исследований и сравнительном анализе с таковыми в современной социологии.


Социальная напряжённость, как понятие и реальность, которую оно отражает – новая в сравнении с советским периодом характеристика российского общества. Её первые серьёзные признаки отнесены (Первый съезд народных депутатов СССР, 1989г.) к 1987-88 годам и связаны с неудачами политики «перестройки». В 90-е годы прошлого века изучение социальной напряжённости и факторов, её определяющих, становится нормой дня для российских социологов, как на федеральном, так и региональном уровнях [1, 5, 6, 7, 10, 14 и др.]. При этом, содержание понятия связывается с уровнем удовлетворения потребностей человека, социальной группы и, как следствие – их психическим состоянием и возможными поведенческими реакциями.
Город – локальный социум, жизнедеятельность которого детерминируется комплексом демографических, экономических, политико-правовых, социальных, морально-нравственных факторов. Во всех их сочетаниях существенную роль играет профессиональное образование горожан. Наше мнение основано на сопоставлении данных российских социологов [2, 8, 9, 11, 22 и др.] и на результатах собственных исследований [17, 18, 19, 21]. При этом, на наш взгляд, в переходные, кризисные периоды система профессионального образования, помимо выполнения традиционных функций, играет роль фактора, стабилизирующего этот социум, так как способствует снижению социальной напряжённости в молодёжной среде.
Прокопьевск – один из промышленных центров Кузбасса с моноотраслевой структурой экономики. После основания в 1919г. первой шахты и строительства в 1922г. железной дороги начинает работу Прокопьевский рудник, получивший в 1929г. категорию рабочего посёлка, в 1931г. – статус города. В дальнейшем ведущими отраслями становятся топливная (прежде всего, угольная) и машиностроение. По данным независимых экспертов, в России 6,9 млрд. т. угля, из них ценных марок – 4 млрд. т., доля прокопьевских шахт составляет соответственно 10 и 13 % [13, с.26]. Казалось бы, перспективы у города есть, но какова реальность? Поиск ответа на этот вопрос определил направление ряда исследований [12, 13, 20 и др.] и наша работа – одно из них.
Объектом внимания на первом этапе этого исследования мы определили деятельность профессиональных образовательных учреждений всех уровней, предметом – соотношение между потребностями города в кадрах и ситуацией в системе образовательных услуг. Целью стало изучение состояния профессионального образования и выявление основных тенденций его развития (период с 1998г. по н. вр.) в сравнении с таковыми в экономической, демографической, социальной областях жизни города. Общесмысловой парадигмой для себя мы признали концепцию жизненных сил, жизненного пространства, индивидуальной и социальной субъектности человека [4], наиболее предпочтительным подходом – системно-социокультурный: образование интегрирует различные виды учебной деятельности в единую систему, ориентируя их на социальный заказ, социокультурные потребности общества [3, 8]. Методами сбора первичной информации послужили анализ документов, статистических данных, интервью и анкетирование, в которых приняли участие более одной тысячи человек. Полученные выводы были обсуждены («круглый стол» на базе ПФ КузГТУ с участием Администрации города, УК «Прокопьевскуголь», промышленных предприятий и учебных заведений, 15.04.2005г.), опубликованы [19], нашли подтверждение в работах других авторов [12, 16, 20, 21 и др.]. Эти выводы позволили и позволяют сегодня говорить о противоречивом сочетании нескольких тенденций, которые мы объединили в 2 группы. Первая характеризует демографическую ситуацию, состояние экономики и рынка труда, вторая – развитие в городе профессионального образования. По первой группе к таковым мы отнесли: 1. сокращение прироста народонаселения и численности прокопчан; 2. падение объёмов промышленного производства, значительное уменьшение трудовых ресурсов и занятого населения. Город живёт за счёт дотаций, которые в 2 раза превышают собственные доходы [20, с.249]; 3. рост числа безработных граждан и обострение проблемы их трудоустройства. Характерными особенностями в развитии профессионального образования стали: 1. сокращение масштабов учебной миграции; 2. расширение образовательного пространства и его структурная деформация за счёт открытия филиалов вузов; 3. несоответствие качества подготовки специалистов потребностям рынка. Проблемными аспектами являются также вопрос трудоустройства выпускников и ограниченные возможности удовлетворения возросших образовательных потребностей горожан (состояние документного фонда ЦБС, прежде всего).
Сравнительный анализ тенденций развития профессионального образования на российском и муниципальном уровнях приводит к выводу о родственности процессов и основных проблем. Ключевым, судя по всему, стал вопрос социального взаимодействия всех заинтересованных в развитии города сторон. Необходимы новые технологии этого взаимодействия. К числу уже апробированных в городе и относительно успешных мы можем отнести «круглые столы», научно-практические конференции, студенческие конкурсы социально-значимых проектов, создание клуба деловых людей (ПФ КузГТУ), проведение городского форума студентов (13.11.2006г.). Подтверждением значимости проблемы и определённого успеха в её решении можно считать Гранты Губернатора Кемеровской области (2007, 2008 гг.), которые выделялись студентам ПФ КузГТУ на реализацию проекта «Молодой работник»; победу в конкурсе по линии Молодёжного союза экономистов и финансистов в рамках Всероссийской олимпиады развития народного хозяйства России (2007г., номинация: «методологический подход»).
На общегородском уровне информативны, на наш взгляд, результаты исследования проблемы социальной напряжённости и безопасности населения. В 2006г. оно проводилось под эгидой МОО «Объединение социологов Сибири», в 2007г. – по линии Общественной приёмной депутата Государственной Думы Останиной Н.А., в 2008г. – при поддержке Института Открытого образования. Основным методом сбора информации стало анкетирование, в котором приняли участие 1710 респондентов (2006г.–100, 2007г.–1353, 2008г.–257). В 2007 и 2008годах опрос проводился дважды, что позволило выявить тенденции в изменении общественного мнения. Состав респондентов отражал пропорции населения по критерию его трудовой занятости, в 2008г. распространялся на молодёжь 18–30 лет (наиболее активную и даже агрессивную часть по результатам предыдущих опросов). На операциональном уровне нас интересовали: 1. уровень протестных настроений в различных группах населения; 2. иерархия проблем, волнующих прокопчан; 3. степень доверия социальным институтам; оценка курса реформ, рейтинг партий и политиков.
Уровень протестных настроений.
Значительная часть опрощенных прокопчан (2006г.: 58%; 2007г.: 58% - апрель, 66% - октябрь; 2008г.: 69% - октябрь, 64% - декабрь) определили своё настроение в последнее время как позитивное (варианты ответов: «ощущение счастья», «приподнятое настроение», «нормальное ровное настроение»). Страх, пессимизм, тоску испытывали от 3% в 2006г. до 7% в 2007г. респондентов. Менее всего этому настроению оказались подвержены молодые люди. В 2008г. их оказалось в октябре - 3%, в декабре - 2%. Возможность протестных акций для себя не исключали в 2006г. 24% опрошенных прокопчан, в 2007г. в апреле и октябре соответственно 47% и 52% респондентов, в 2008г. об этом заявили 38% (октябрь) и 40% (декабрь) молодых людей. Анализ возможных форм протеста показал преобладание мирных и даже пассивных вариантов выражения своего несогласия (обсуждение в семье, письма чиновникам, мирные митинги и демонстрации). Готовность к сопротивлению властям с оружием в руках выразили в 2007 и 2008гг. по 4% респондентов (в 2006г. этот вопрос не задавался лично респонденту). Среди них: 2007г. – студенты и работники некоммерческих организаций, 2008г. – студенты. Таким образом, ситуация в городе, в целом, управляемая, достаточно стабильная, но латентная напряжённость сохраняется и увеличивается на внутреннем психологическом уровне с началом кризисных явлений в экономике.
Проблемы, в наибольшей степени волнующие прокопчан.
Таковыми по результатам всех опросов (независимо от возраста) являются: перспектива ухудшения здоровья, уровень медицинского обслуживания, загрязнение окружающей среды, нарушение прав человека, жилищные проблемы. Вопрос качества образования занимает в этой иерархии 7 – 8 место. Результаты опросов 2008г. показали возросшую обеспокоенность проблемой безработицы и роста преступности. (Для сравнения: в 1993г. по результатам дважды проведённого автором анкетирования криминогенный фактор в перечне проблем неизменно занимал первую позицию).
Степень доверия социальным институтам.
Безопасность и личные интересы наши граждане готовы защищать с помощью: 1. милиции; 2. родных и близких; 3. друзей; 4. сильных, влиятельных людей; 5. опираясь на собственные силы. Показательно отсутствие явного интереса к криминальным авторитетам. Институты семьи и государства сохраняют доверие прокопчан. Об этом же свидетельствуют рейтинги партий и политиков. «Единая Россия» стабильно получает 60 и более процентов голосов, действующие президент и премьер-министр: 70 – 80%. Губернатор Кемеровской области Тулеев А.Г. мог бы конкурировать с Путиным В.В. (80% и более). В оценках направленности развития России оптимистическую позицию (возрождение) высказывают 30% респондентов, 11 – 12% считают, что происходит движение в обратную сторону, остальные не могут определиться с оценкой этой направленности.
Профессиональное образование в провинциальном городе (в данном случае - Прокопьевске) по-прежнему способствует нейтрализации факторов роста социальной напряжённости, являясь формой занятости молодых людей. Поэтому при всей внешней разумности призывов к закрытию филиалов вузов, выпускающих ненужное количество выпускников с несоответствующим потребностям рынка уровнем их подготовки [15, с.13 - 22] следует, скорее всего, совершенствовать социальное партнёрство и продолжать вырабатывать механизм, контролирующий процесс подготовки специалистов. При этом, организующим звеном в реализации этой задачи и системного подхода в целом, как показывает практика, должны стать городские властные структуры.

ЛИТЕРАТУРА:
1. Бессокирная Г.П. Социальное самочувствие рабочих. // Социс. – 2008, № 3;
2. Бестужев-Лада И.В. Народное образование: экспертное мнение. // Социс. – 1998, № 10;
3. Герасимов Г.И. Образование – потенциал социо-культурной трансформации российского общества. // Социально-гуманитарные знания. – 2005, № 4;
4. Григорьев С.И., Матвеева Н.А. Социология образования как отраслевая теория в современном социологическом витализме. // Барнаул, 2202;
5. Горшков М.К. Фобии, угрозы, страхи: социально-психологическое состояние российского общества. // Социс. – 2009, № 7;
6. Денисова Г.С. Социальное расслоение как фактор напряжённости в городе. // Социс. – 1992, № 9;
7. Желтов В.В., Шпак Л.Л. Социально- политическое взаимодействие и политические процессы на территории. – Кемерово, 1997;
8. Зборовский Г.Е. Образование: научные подходы к исследованию. // Социс. –2000, № 6;
9. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Профессиональное образование и рынок труда. // Социс. – 2003, № 4;
10.Кацва А.М. Протестное движение рабочего класса. // Социс. – 2008, № 3;
11.Лоншакова Н.А. Региональный вуз и рынок труда: проблемы адаптации. // Социс. – 2003, № 2;
12. Пучеглазов Р.С., Смышляев А.С. Современные тенденции на рынке труда в Кемеровской области. // сб.
Социально-политические и экономические проблемы региона. – Прокопьевск, 2008;
13.Разумняк Н.Л., Коржов В.М. Минерально-сырьевой потенциал шахт УК «Прокопьевскуголь». // сб. Экономика
России: проблемы и перспективы её реформирования. – Томск, 2003;
14.Рукавишников В.О. Социальная напряжённость: диагноз и прогноз. // Социс. –1992, № 3;
15.Руткевич М.Н. Образованность в постсоветской России: противоречивость процесса. // Социс. – 2007, № 12;
16.Урбан О.А. Уровни профессиональной подготовки выпускников вузов Кузбасса (типологический анализ). //
Социс. – 2007, № 11;
17.Фомина Т.И. Высшее образование в г.Прокопьевске: реальность и перспективы. // сб. Экономика России:
проблемы и перспективы её реформирования. – Томск, 2003;
18.Фомина Т.И. Профессиональное образование в г.Прокопьевске: состояние и тенденции развития. // сб.
Современные гуманитарные исследования в Сибири. – Кемерово, 2003;
19.Фомина Т.И. Профессиональное образование в провинциальном городе как фактор социокультурного
развития. // Вестник КузГТУ. – 2006, № 2;
20.Фролова Т.П., Лущикова А.П. Особенности экономического развития г. Прокопьевска за 2002 – 2005 годы. //
сб. Влияние научно-технического прогресса на экономическое развитие Кузбасса. – Прокопьевск, 2007;
21.Чулкова Т.С., Сухинина И.А., Коновалова Е.М. Проект «Молодой работник»: основная идея и проблемы её
реализации. // сб. Социально-политические и экономические проблемы региона. – Прокопьевск, 2008;
22.Ярмухаметов З.Г. Роль образования в преодолении региональной социально-экономической асимметрии. //
Социально – гуманитарные знания. – 2002, № 2.

 
Категория: Социология
Просмотров: 1897 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0