Вторник, 27.06.2017, 07:54       Приветствую Вас Гость | Вход  

В разделе
История [1]
Маркетинг [2]
Менеджмент [4]
Политология [7]
Психология и педагогика [13]
Социология [10]
Управление персоналом [0]
Управление предприятием [5]
Филология и лингвистика [5]
Философия [4]
Экономика [54]
Юриспруденция [10]

Интернет - конференции » Каталог конференций » Архив статей » Социология

РАБОТОРГОВЛЯ: СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

Н.Ю. Масленцева
Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург
Статья посвящена проблеме трафика (трэффика, трафикинга, работорговле) в современной России. Описывается степень распространенности, масштабы данной социальной проблемы и причины ее появления. Особое внимание автор уделяет роли государственных и негосударственных структур, роли правовых норм в предотвращении и защите реальных и потенциальных жертв торговли людьми. Деятельность кризисных центров, общественных организаций при соответствующей государственной и правовой поддержке – один из важнейших шагов в решении данной проблемы.

Торговля людьми – современная форма рабства, которая сопровождается самыми циничными и жестокими нарушениями прав человека. Человек становится объектом манипулирования, к нему применяется право собственности, как к вещи. Людей насильственно перевозят через границы, принуждают к труду, ставят в долговую зависимость, лишают свободы передвижения, над ним совершается физическое, сексуальное и психическое насилие.
Термин «trafficking», использующийся в международных документах означает торговлю рабами, наркотиками и незаконную торговлю вообще. В России термин трафик или трэффик означает торговлю женщинами или секс-торговлю.
Сегодня торговля людьми ведется в огромных масштабах. Так по данным ОБСЕ, ежегодно в мире до 4 млн. человек становиться жертвами этого отвратительного промысла. Зато такой бизнес приносит преступным синдикатам до 7 млрд. долларов незаконной прибыли. Торгуют и мужчинами и детьми, но примерно в 80% всех случаев в качестве товара выступают именно женщины [1].
Продают их и как рабочую силу, и для трансплантации органов, и для вынашивания детей, но все-таки подавляющее большинство используют для занятия проституцией. Лишь за один год из стран СНГ, Центральной и Восточной Европы в страны Западной Европы и Америки были вывезены 750 тысяч женщин и девушек. Понятно, что все эти данные весьма приблизительны, так как точной статистики здесь не может быть по определению. Многие из тех, кому выпала эта трагическая участь, скрывают, что были выставлены на продажу.
Наверное многим в начале XXI столетия эта проблема может показаться неправдоподобной, пришедшей к нам из глубины веков. Однако с фактами не поспоришь. И пока существуют такие уродливые явления, говорить о том, что мы живем в цивилизованном обществе, на наш взгляд, несколько преждевременно.
Россия в конце XX века превратилась в крупный центр миграции, значительная часть которой проходит вне правового поля. Россия выступает как принимающая страна (в основном из стран СНГ и Азии) и одновременно страна выезда и транзита (в Западную Европу, Японию, США, Австралию, Израиль и др.). В России сохраняется недопустимо широкая социальная база торговли, эксплуатации человека и рабства, что подтверждает анализ уязвимых групп и корневых причин торговли людьми.
Риск потерять свободу и оказаться объектом незаконных манипуляций и эксплуатации велик не только для отдельных маргинальных групп, но и распространяется на многочисленные контингенты населения и затрагивает значительную часть общества. Такой риск существует в том числе для крайне бедного населения, составляющего около четверти населения, для почти половины детского населения, входящего в группу бедных.
Многочисленность групп риска представляет серьезный вызов отработанным системам предотвращения торговли людьми, нацеленным на ограниченные уязвимые группы, требует более систематической работы на уровне управления всей социальной сферой.
Наиболее распространенной по масштабам формой торговли людьми в России является торговля людьми с целью эксплуатации рабского труда, которая принимает самые разнообразные формы. Учитывая большие масштабы трудовой миграции в Россию, слабость правовой базы такой миграции, огромные масштабы нелегальной миграции и теневой экономики, распространенность элементов рабского труда среди нелегальных мигрантов.
Торговля женщинами и детьми с целью сексуальной эксплуатации также распространена, однако, вопреки сложившемуся стереотипу, она не является столь явно преобладающей, как это часто утверждается в оценках (согласно которым, например, от 80 до почти 100% всех пострадавших от торговли людьми это — жертвы секс-торговли, 48% из которых — несовершеннолетние) [2].
Принятие определения торговли людьми как самостоятельного состава преступления в Уголовном Кодексе РФ - это только первый шаг на пути противодействия этому сложному социальному явлению; нужно уделять больше внимания превентивной работе, защите и реинтеграции жертв.
С конца 2003г. торговля людьми как самостоятельный состав преступления фигурирует в Уголовном Кодексе РФ, который дает определение этого преступления, близкое к определению Палермского протокола ООН.
Понятие торговли людьми закреплено в национальном праве, требование криминализации этого преступления, которое содержится в Палермском Протоколе, Россия выполнила, однако это следует рассматривать только как первый шаг на пути противодействия этому сложному социальному явлению.
Гораздо хуже обстоят дела с двумя другими составляющими противодействия торговле людьми — превентивной работой, защитой и реабилитацией жертв. Хотя в 2005г. в России принят закон о защите жертв и свидетелей, который также распространяется и на жертв торговли людьми, этого явно недостаточно для внедрения международных стандартов работы с жертвами торговли, основанных на уважении прав человека и первичности интересов жертвы по отношению к интересам любых организаций и институтов.
Участниками противодействия торговле людьми является государство, неправительственные и международные организации. Важнейшую роль в предотвращении торговли людьми должны и могут играть государственные органы социальной сферы, задача которых состоит в том, чтобы не допустить попадания человека в ситуацию, делающую его особенно уязвимым. Речь идет о системе органов и учреждений Министерства образования и Министерства здравоохранения и социального развития, включая службу занятости, органы опеки и попечительства, службы социального патронажа, органы, занимающиеся реализацией молодежной политики, центры помощи семье и детям, центры помощи жертвам домашнего насилия и образовательные учреждения.
Определенную работу в России ведет Министерство здравоохранения и социального развития в соответствии с ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в РФ". Этот закон впервые сформулировал понятие "трудной жизненной ситуации", объективно нарушающей жизнедеятельность гражданина и его способность жить в безопасных и защищенных условиях. В это понятие входит и ситуация насилия в семье или случаи других видов насилия. Под этот закон должны подпадать и ситуации, в которые попадают пострадавшие от торговли людьми. Однако полной ясности по этому поводу пока нет.
В настоящее время ключевым агентом в предотвращении торговли людьми является сектор неправительственных некоммерческих организаций (НПО), которые являются лидером в области тех практических инициатив, которые реально противодействуют торговле людьми и помогают ее жертвам. Многочисленные инициативы и мероприятия по противодействию торговле людьми, организованные российскими НПО и международными организациями с 1997 г. с участием ученых и специалистов (информационные кампании, конференции, тренинги, публикации и т.п.) оказали серьезное, а, может быть, и решающее влияние как на активизацию деятельности Правительства в данной области, так и на повышение осведомленности широких слоев населения и групп риска о проблеме. Однако в силу ряда институциональных ограничений, в т.ч. финансовой нестабильности, лишь немногие НПО осуществляют реальные проекты помощи жертвам, кроме оказания психологической помощи на телефонах доверия, психологической поддержки и реабилитации, а также правовой помощи. Сегодня в России только один Центр осуществляет обучение работников социальных служб (Центр «Сестры» г. Москва).
Важную роль в предотвращении торговли людьми принадлежит международным организациям, действующим на территории РФ. Международные организации оказывают финансовую, информационную и другие виды поддержки местных НПО, работающих по предупреждению торговли людьми.
Министерство здравоохранения и социального развития курирует систему социальных учреждений для жертв разных форм «трудной ситуации», в том числе и насилия. Имеются многочисленные свидетельства того, что они отказываются распространять свою деятельность на жертв торговли людьми, будь то жертвы сексуальной эксплуатации или трудового рабства. Причина этого – специфика самих жертв и специфические требования их реабилитации.
Если в 2000 году число подобных учреждений (социально-реабилитационных центров и центров социальной помощи семье и детям) составило 2240, то к началу 2004 года – 3262. Специализированных государственных социальных учреждений (Центров, убежищ) для жертв торговли людьми пока нет. Однако учитывая, что многообразные формы насилия над женщинами становятся все более тяжелой проблемой в России, еще в 1997 году было утверждено Примерное положение о государственном кризисном центре помощи женщинам, но только в 2002 году услуги таких учреждений были официально оформлены и сеть таких государственных центров начала развиваться в регионах России. Некоторые социальные стационары ориентированы специально на жертв сексуального насилия в разных формах. На основе социальных центров работают телефоны доверия (более 300). Сейчас действует более 25 государственных кризисных центров для женщин (в 2003г - 18) и один кризисный центр для мужчин, 157 кризисных отделений для женщин функционирует в центрах социального обслуживания населения. В 2003г. кризисные центры оказали помощь более 50 тыс. женщин [4].
Таких центров пока недостаточно, зачастую они недоукомплектованы персоналом, плохо оборудованы и нуждаются в квалифицированных специалистах для помощи жертвам. Существует настоятельная необходимость организации специализированных центров и убежищ, которые бы отвечали нуждам именно жертв торговли людьми, обеспечивали им безопасное жилище, предоставляли медицинскую и психологическую помощь, профессиональную подготовку и юридическую консультацию.
Анализ ситуации показывает, что сегодня уже недостаточно таких ответных мер, требуется более систематическая и комплексная политика противодействия торговли людьми и эксплуатации человека.

Список источников и литературы:
1. Холещевникова Т. Живой товар – большой навар // Человек и закон. 2005. №4. С.58-69.
2. Мизулина Е.Б. Торговля людьми и рабство в России. М: Юристь, 2006.
3. Е.В. Тюрюканова, Е. Михайлова, М. Русакова. Доклад UNFPA «Вывоз женщин и девушек из России с целью сексуальной эксплуатации». UNFPA, М. 2008.
4. Костенко Н.И. Роль организации объединенных наций и эффективные меры по борьбе с транснациональной организованной преступностью // Государство и право. 2006. №7. С. 76-82.

 
Категория: Социология
Просмотров: 3808 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0