Воскресенье, 23.04.2017, 15:54       Приветствую Вас Гость | Вход  

В разделе
История [1]
Маркетинг [2]
Менеджмент [4]
Политология [7]
Психология и педагогика [13]
Социология [10]
Управление персоналом [0]
Управление предприятием [5]
Филология и лингвистика [5]
Философия [4]
Экономика [54]
Юриспруденция [10]

Интернет - конференции » Каталог конференций » Архив статей » Психология и педагогика

[ Скачать в формате Word (1.05Mb) ]

ВЗРОСЛЫЙ ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ ОБУЧЕНИЯ

Н.А. Толкачева
Сибирская Академия Государственной Службы, г. Новосибирск
В статье рассматривается взрослый человек как субъект обучения, его особенности, как характеристики, которые должны быть учтены при планировании и организации учебного процесса.

Отношение к взрослому человеку как активному участнику процесса обучения – субъекту, учет его субъектных особенностей необходимое условие обеспечения принципов современного образования. Отличительные характеристики субъекта, проявляющиеся во взрослом возрасте, несомненно, должны находить отражение в дидактике высшей школы. Субъективность взрослого наиболее ярко может проявляться во всех аспектах его жизнедеятельности, в социальном взаимодействии особенно в части передачи (трансляции) и взаимного обмена личным и профессиональным опытом.
В данном контексте целесообразно рассматривать обучение как целенаправленное пробуждение и удовлетворение познавательной активности человека путем его приобщения к общим и профессиональным знаниям, способам их получения, сохранения и применения в личной практике. [2, с. 66] Данная дефиниция наиболее четко отражает специфику обучения именно взрослых обучающихся как активных носителей предметно-практической активности и познания, осуществляющих изменение в других людях и в себе самом.
Взрослый человек, получающий знания в любой образовательной системе, является обучающимся, этим подчеркивается то, что он обучается сам и при помощи других (преподавателя, других обучающихся в этой системе), являясь активным субъектом образовательного процесса и при этом характеризуясь многими субъектными качествами, чертами. При анализе и прогнозировании различных явлений (процессов, объектов, субъектов) в сфере обучения довольно часто можно столкнуться с многомерностью их описания. Ввиду многообразия факторов каждого взрослого человека можно рассматривать как точку в n-мерном пространстве. Каждый взрослый обучающийся выступает в данном рассмотрении как объект, характеризуемый определенными значениями n показателей.
При рассмотрении обучения как особой формы субъект - субъектных или полусубъектных взаимодействий преподавателя и взрослых обучающихся, необходимо определить понятие «взаимодействие», которое можно обозначить как форму организации совместной деятельности, основанную на сотрудничестве, в процессе которой происходит обмен действиями между субъектами с определенной целью. Цель, которая изначально сформулирована преподавателем (субъект С1), в ходе общения может быть скорректирована и уточнена с учетом интересов, результирующих ориентиров обучающегося (субъект Сn) или обучающихся ∑Cn. В результате осуществления взаимодействия образуют общий совокупный субъект ∑Cn+С1 характеризующийся общностью цели этого взаимодействия. Взаимодействие субъектов можно рассматривать как сложный многообразный процесс, в котором происходит взаимосвязанное и взаимообусловленное изменение субъектов, в результате обмена социальным, личным, профессиональным опытом, т.е. взаимного обучения.
Такое понимание является принципиальным в следующих аспектах. Осознание субъектности обучающихся, что проявляется в совместной деятельности Сn, ∑Cn с преподавателем С1 по конструированию учебных ситуаций, форм и видов организации занятий с учетом их мотивации, опыта. Учет особых субъект-субъектных отношений в формате «обучающийся – обучающийся» С2-С3, формате «обучающийся – группа обучающихся» С2-∑Cn. А также, появляется особое видение роли и места преподавателя С1 в образовательном процессе.
Необходимо выявление специфических характеристик взрослого, которые будут являться факторами, необходимыми для учета при планировании и организации образовательного процесса.
Специфические особенности взрослого человека как субъекта обучения Сn:
 самостоятельность, осознание себя самоуправляемой личностью, преобладание самообразования, самовоспитания, саморазвития;
 наличие жизненного, личного и иного уникального опыта, который становится источником обучения его самого и других обучающихся ∑Cn;
 наличие профессионального опыта, готовых, опробованных алгоритмов принятия решений, к которому может апеллировать преподаватель С1 и ∑Cn при осуществлении взаимодействия;
 наличие опыта обучения (умение учиться); вместе с тем, получение предыдущего опыта обучения в другой образовательной парадигме;
 наличие подсознательного опыта;
 особая мотивация на решение жизненных, профессиональных проблем, обогащение опыта, полезность, мотивация достижений (заинтересованность);
 наличие сформированной системы критериев оценки явлений (процессов, субъектов);
 стремление к безотлагательной реализации полученных знаний и умений, сформированных компетенций;
 отношение к обучению как инвестиционному проекту с желанием получения мгновенного эффекта от вложенных инвестиций в интеллектуальный капитал.
Описанные характеристики субъектов можно рассмотреть в двух плоскостях: как возможности и как препятствия обучения.

Рис.1. Возможности и препятствия, обусловленные особенностями взрослого субъекта обучения

Особенность группы взрослых обучающихся субъектов ∑Cn –широта и вариативность описанных выше особенностей. Преподавателю необходимо чутко диагностировать уровень группы по различным параметрам, и, по возможности, учитывать эти особенности, используя адекватные разнообразные способы и формы проведения занятий. Важно, создавая учебные ситуации, модели, задавать конечный результат (цель) их выполнения, подчеркивать значимость в реальной практике и апеллировать к опыту обучающихся для уточнения условий, учета дополнительных факторов, нестандартных подходов к их разрешению. Ведущая роль преподавателя в этом случае выражается не в регламентации и жестком управлении процессом, а в координации, организации процесса, выполнении диспетчерских функций том, чтобы обеспечить уровень самоактуализации и саморазвития.
Важное условие, обеспечивающее эффективность и результативность процесса обучения взрослых, ориентация на осуществление субъект-субъектного взаимодействия, учет особенностей обучающихся, создание благоприятного психологического климата. Традиционно обучение взрослых в рамках образовательного процесса вуза происходит в группе, умелый учет этого формата обучения, организация субъект - субъектного взаимодействия может позволить получить синергетический эффект обучения.

Список литературы
1. Базарова Г.Т. Особенности обучения взрослых. // Менеджер по персоналу №2, 2007г. URL:http://www.ipkgos.ru/up/text/Bazarova.pdf (дата обращения 29.11.09)
2. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. - 135 с.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону : Феникс,1997.- 480с.
4. Змеев, С.И. Технология обучения взрослых: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академия, 2002. - 128c.
5. Психология развития / под ред. А.К. Болотовой и О.Н. Молчановой. – М.: ЧеРо, 2005, 524 с.
6. Содержание и технологии образования взрослых: проблема опережающего образования : сб. науч. тр. / Ин-т образования взрослых Рос. акад. образования ; под ред. А. Е. Марона. М. : ИОВ, 2007. 118 с.

 
Категория: Психология и педагогика
Просмотров: 10276 | Загрузок: 1036 | Комментарии: 3
Всего комментариев: 2
2  
Благодарю!!!У Вас часто появляются очень интересные посты! Очень поднимаете мое настроение.

1  
Даже и не знаю…Вроде все толково, но, я думаю, все хорошо, как всегда, только не бумаге.

Имя *:
Email *:
Код *: