Вторник, 27.06.2017, 07:51       Приветствую Вас Гость | Вход  

В разделе
История [1]
Маркетинг [2]
Менеджмент [4]
Политология [7]
Психология и педагогика [13]
Социология [10]
Управление персоналом [0]
Управление предприятием [5]
Филология и лингвистика [5]
Философия [4]
Экономика [54]
Юриспруденция [10]

Интернет - конференции » Каталог конференций » Архив статей » Психология и педагогика

НЕОБХОДИМОСТЬ НЕПРЕРЫВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ВОЕННЫХ ПРОФЕССИЙ

Гоманова Т.К.
Сибирская академия государственной службы, г. Новосибирск
Произошедшие за последнее десятилетие изменения в политической системе и экономической ситуации России потребовали глубокого реформирования Вооруженных сил Российской Федерации. Сокращение ВС РФ порождает острую социальную проблему, связанную с адаптацией граждан, уволенных с военной службы и оказавшихся на рынке труда, к новым условиям жизни и деятельности. Вопросы занятости и профессиональной переподготовки могли бы стоять менее остро если во время службы военных использовались различные формы непрервного обучения и переподготовки.

Объективная необходимость решения проблемы непрерывности образования военнослужащих вызвана, прежде всего, динамизмом мирового и общественного развития, ускорением социально-экономического прогресса, оказывающего решающее воздействие и на материальную и на духовную стороны жизни государства в целом и каждой отдельной личности.
В процессе реформирования вооруженных сил проблема профессиональной переподготовки военнослужащих, уволенных в запас и ее роль в борьбе с безработицей являются наиболее приоритетными для Российской Федерации. В условиях конверсии военного производства и сокращения вооруженных сил, формирование системы непрерывного образования и переподготовки военнослужащих, уволенных в запас приобретает приоритетное значение в системе мер противодействия безработице.
Увольняемые в запас военнослужащие – как правило, трудоспособные люди, обладающие высокой профессиональной подготовкой и деловыми качествами. Они могут эффективно трудиться и внести значительный вклад в процесс реформирования российской экономики. Вместе с тем опыт реализации программ социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы, показывает, что наиболее острой является проблема обеспечения их занятости. Данной категории населения, несмотря на уровень образования и профессиональной квалификации, особенно трудно найти работу, и сегодня на рынке труда они оказываются социальной группой риска.
В связи с этим перед военнослужащими, уволенными в запас и отставку, встает ряд проблем в процессе адаптации к гражданской жизни. Среди них можно отметить следующие:
♦ Несоответствие полученной в военном вузе профессии потребностям современного рынка труда. В результате этого – трудоустройство на малоквалифицированную, низкооплачиваемую работу, поиск случайных заработков.
♦ Проблема профессиональной переподготовки на новые специальности всоответствии со спросом.
♦ Обеспечение жильем. Эта проблема особенно остро стоит для военнослужащих, прослуживших менее десяти лет, и становится почти неразрешимой [1].
Актуальность проблемы непрерывного образования военнослужащих обусловлена:
- потребностью в дальнейшей теоретической разработке формирования системы непрерывного обучения и профессиональной переподготовки такой специфической категории граждан, как военнослужащие, в том числе уволенных в запас;
- остротой неразрешенных социально-экономических проблем, возникающих у большинства военнослужащих уволенных из вооруженных сил, связанных с переходом на новый социальный статус;
- необходимостью выявления и изучения ситуации на рынке труда и перспектив трудоустройства демобилизованных из армии, определения направлений их профессиональной переподготовки;
- возрастанием требований рынка труда к качеству рабочей силы;
- необходимостью скорейшего приобретения демобилизованными, новой специальности и квалификации, востребованной рынком труда.
Решение проблемы обучения и трудоустойства военнослужащих, уволенных в запас, могли бы стоять не так остро, если бы действующие военнослужащие имели большую возможность непрерывного образования и повышения квалификации в другой сфере деятельности, предоставляемого различными высшими учебными заведениями. Это могло бы сократить срок адаптации военнослужащих, уволенных в запас.
Профессиональное непрерывное обучение и переподготовка в ВУЗах дают возможность перераспределения рабочей силы и трудоустройства граждан в соответствии с потребностями рыночной экономики и в рамках действующего законодательства.
Вместе с тем, развитие и становление системы профессионального непрерывного обучения и переподготовки военнослужащих происходит в сложных условиях существующих рыночных отношений, что существенно влияет на качество переподготовки, ее результативность.
В этих условиях особое значение приобретают проблемы оценки уровня подготовки и переподготовки граждан, в том числе военнослужащих, уволенных в запас, обоснование затрат на повышение квалификации с учетом цикла обновления технического базиса, обеспечение условий эффективности переподготовки персонала на базе современных учебных технологий и новых форм организации учебных процессов.
Для повышения конкурентоспособности прошедших переподготовку военнослужащих необходимы внедрение новых методик оценки уровня профессиональной переподготовки, учет и анализ действующей нормативно правовой базы, регулирующей данный сектор экономики.
Такого же мнения придерживаются и западные эксперты, которые отмечают, что в настоящее время необходимость профобучения общепризнанна, о чем свидетельствует, в частности, объем направляемых в эту сферу средств. В то же время возрастают требования к его эффективности, повышению качества услуг и их соответствию заказу, боль-шей ясности принципов и методов обучения. Следовательно, встает вопрос о повышении профессионального уровня самих работников этой сферы, диверсификации их задач. Подчеркивается, что в условиях повышения спроса на свои услуги профобучение должно структурироваться, а его работники должны быть не просто педагогами, а психологами и организаторами, беря на себя задачу воспитания своих заказчиков [2].
Одним из направлений трудоустройства граждан, уволенных с военной службы, является их вовлечение в предпринимательскую деятельность. Для этого необходимо взаимодействие органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления, общественных организаций и объединений предпринимателей.
Эти обстоятельства вызывают необходимость комплексного подхода к проблеме непрерывного обучения военнослужащих. Такой подход должен предусматривать:
во-первых, организацию подготовки по гражданским специальностям, в том числе методом дистанционного обучения, предоставляемые различными высшими учебными заведениями;
во-вторых, содействие развитию предпринимательской деятельности и созданию новых рабочих мест;
в-третьих, повышение роли органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в вопросах социальной адаптации указанных лиц, приближение обучения непосредственно к потребностям региональных рынков труда.
Таким образом, подготовка и повышение квалификации военнослужащих в настоящее время должны носить непрерывный характер и проводиться в течение всей службы в армии. Отсюда возникает требование к обучению: оно должно идти на опережение, обучать необходимо тому, что будет актуально завтра или «опережающее развитие». Кроме этого, для эффективности непрерывного обучения нужно, чтобы военные были в нем заинтересованы. Государству нужно создать климат, благоприятствующий обучению и рассматривать затраты на подготовку военнослужащих как инвестиции , которые позволяют наиболее эффективно использовать новейшие технологии.

Список используемой литературы

1. Концепции непрерывного корпоративного обучения и развития персонала http://www.ubo.ru .
2. А. Н. Гатвинский, Е. В. Слабнина Профессиональная адаптация военнослужащих, уволенных в запас http://window.edu.ru/window_catalog.

 
Категория: Психология и педагогика
Просмотров: 2771 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2
Всего комментариев: 1
1  
Пропущено несколько запятых, но на интересность сообщения это никак не повлияло

Имя *:
Email *:
Код *: