Понедельник, 23.10.2017, 08:56       Приветствую Вас Гость | Вход  

В разделе
История [1]
Маркетинг [2]
Менеджмент [4]
Политология [7]
Психология и педагогика [13]
Социология [10]
Управление персоналом [0]
Управление предприятием [5]
Филология и лингвистика [5]
Философия [4]
Экономика [54]
Юриспруденция [10]

Интернет - конференции » Каталог конференций » Архив статей » Психология и педагогика

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Горн Е.А.
Сибирская академия государственной службы, г. Новосибирск

Вопрос индивидуального подхода в преподавании любой дисциплины в рамках Высшей школы является одним из самых актуальных на сегодняшний день, в связи с проходящей в данный момент реформой высшего образования, которая предполагает весьма скудное количество аудиторных часов. А это значит, что структуру практического занятия придется модифицировать в сторону консультационной формы работы, индивидуализировать образование для лучшего усвоения материала.


Здесь мы можем говорить о понятии «индивидуальный подход в обучении», для определения которого важным представляется рассмотреть понятия «индивид» и «личность». Леонтьев А.Н. [3:16] определяет «индивид» как «физический носитель психологических характеристик». Это значит, что индивид создает лишь предпосылки особенностей личности, но не может принципиально детерминировать те ее качества, которые социокультурны по происхождению. В тоже время «личность рассматривается как системное качество индивида, приобретаемое им в ходе культурно-исторического развития и обладающее свойствами активности, субъектности, пристрастности и осознанности» [3:16]. Таким образом, индивидуальный подход в обучении базируется не только на врожденных особенностях, присущих индивиду (пол, конституция, нейродинамика, психофизиологические функции, органические потребности, задатки, темперамент), но и на личностных характеристиках, таких как статус, социальные роли, структура ценностей, характер, склонности. Значит индивидуальный подход основывается на индивидуальности, то есть на особенностях присущих как личности, так и индивиду.
Исходя из понятия «психология высшей школы», которое Смирнова С.Д. определяет как «область психологических проблем всех форм человеческой деятельности, обеспечивающих функционирование системы высшего образования (прежде всего деятельностей учения и преподавания)» [4:3], можно утверждать, что преподаватель Высшей школы – это психологически подкованный педагог, призванный помочь студентам в процессе овладения знаниями, умениями и навыками по предмету, в данном случае, английскому языку. Преподавателю Высшей школы необходимо корректировать свое занятия с точки зрения учета различных типов личности, различий в восприятии. Типология личности по темпераменту (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик) может сильно повлиять на формы работы в процессе освоения материала, может полностью изменить структуру занятия. Так, например, меланхолик в силу природной застенчивости может вообще не включиться в активную коммуникативную игру.
Английские методисты предлагают использовать learner-centered model (модель преподавания, ориентированную на обучающегося), которая должна включать задания для студентов четырех типов: the activist (деятель), the theorist (теоретик), the pragmatist (прагматик), the reflector (наблюдатель) [1]. Рассмотрим каждый тип.
1. Деятеля характеризует активность на занятиях, как умственная, так и физическая. Такие студенты хорошо учатся через проверку на практике, любят видеть результаты своей работы, не любят долгих объяснений задания. Понимание приходит к ним через использование на практике и мониторинга ошибок. Они чаще всего начинают делать упражнение, не прочитав задания, и заканчивают выполнение раньше всех остальных в группе.
Сравнив данную характеристику с типологией по темпераменту, увидим, что она имеет некоторое сходство с темпераментом холерика, который, как правило, неусидчив, нетерпелив, решителен и инициативен, способен быстро действовать, неустанно стремится к новому, порывист. Такому студенту формулировать задания нужно, используя больше активных глаголов (найдите соответствия, спросите своего партнера). Этих студентов также очень полезно пересаживать во время занятия, чтобы они могли подвигаться и «встретиться» с другим членом группы.
2. Теоретик хорошо усваивает информацию через рациональные теории, предпочитает рассуждать и много размышляет. Такие студенты любят находиться в контролируемом пространстве, когда они знают последовательность предстоящих упражнений. Теоретики предпочитают анализировать задачу, разделяя ее на подзадачи. Очень часто процесс обучения связан у них с анализом различных гипотез, обсуждением этих гипотез. Им необходимо сначала тренировать новую структуру в языке и только потом они будут готовы использовать ее в речи.
Обратившись к характеристике темпераментов, мы может соотнести эту характеристику с флегматиком, который спокоен, последователен и обстоятелен в делах, рассудителен, приверженность строгой системы в работе, медленное включение в работу и медленное переключение с одного дела на другое, трата большого количества времени на выполнение какой-либо работы. Задания такому студенту лучше давать, используя глаголы ментальной активности (подумайте и скажите, проанализируйте и сделайте вывод, организуйте текст в таблицу и т.д.). Такого студента лучше не пересаживать – он не будет чувствовать себя комфортно в новой среде.
3. Практик – это студент, который учится через общение. Ему интересно, когда он чувствует личную заинтересованность. Он ориентируется на свои чувства, доверяет интуиции, реагирует эмоционально на происходящее. Такой студент хорошо учится с помощью чувственного восприятия. Хорошо воспринимает информацию в схемах и таблицах, легко может восстановить текст по картинкам. В обучении - восприимчив, оттого чаще позитивен.
С точки зрения характеристики темпераментов, это скорее всего сангвиник, который весел и жизнерадостен, общителен и отзывчив, не чувствует скованности с новыми людьми, обладает всегда бодрым настроением, быстро включается в новую работу и быстро переключается на другую. Студенту, относящемуся к этой группе, нельзя запрещать консультироваться с соседом, наоборот желательно инициировать его работу в малой группе или в паре, так как это будет способствовать лучшей усвояемости. Его нужно все время хвалить и подбадривать. Когда вы даете задания такого типа студенту можно использовать любые глаголы, главное, чтобы они были нацелены на результат (подумайте и скажите, проанализируйте и сделайте вывод). Такого студента обязательно нужно просить выразить свое мнение, вовлечь в дискуссии, даже абсурдную и противоречивую.
4. Наблюдатель. Студенты с таким типом восприятия информации предпочитают смотреть и слушать, остаются спокойными и сдержанными, всегда задумываются, прежде чем действовать. Наблюдатели часто бояться говорить на иностранном языке, потому что бояться ошибиться, неохотно говорят в новой (незнакомой) для них обстановке. Они не очень любят выступать перед публикой и участвовать в упражнениях, предполагающих презентацию или публичное выступление.
В характеристике темпераментов весьма схож с ним меланхолик, основные качества которого это: стеснительность и застенчивость, растерянность в новой обстановке, неуверенность в своих силах, слабая тихая речь. Такому студенту всегда необходимы модели. Не стоит спрашивать его первым. Его не нужно исправлять, вместо этого лучше уделить больше времени тренировочным упражнениям, в которых он чувствует себя в безопасности.
Преподаватель Высшей школы всегда необходимо помнить о том, что он выполняет следующие функции: [2:94-95]:
1. Диагностика, которая включает в себя определение интересов, потребностей и трудностей, которые испытывает студент в обучении предмету.
2. Планирование, то есть определение точных долгосрочных целей обучения, равно как и определение кратковременных для каждого занятия.
3. Управление учебным процессом – это деятельность, направленная на мотивацию самостоятельной работы студентов, включающая в себя постоянный контроль успеваемости студентов.
4. Обеспечение студентов тщательно подобранными методическими материалами соответствующим потребностям конкретного курса.
С точки зрения психологии педагогической деятельности особый интерес представляют две функции – первая и третья, так как они тесно связаны с психологическими процессами. Определение индивидуальных стратегий обучения и диагностика трудностей, который испытывает студент во время обучения, тесно связаны с каналами восприятия информации.
Список использованной литературы
1. Honey, P., Mumford, A. Manual of Learning Styles. London.
2. Parrot M. Tasks for Language Teachers. Cambridge: CUP. - P.94-95.
3. Леонтьев А.Н. Индивид и личность//Психология индивидуальных различий. Тексты. – М.:1982. – С.15-20.
4. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 304 с.

 
Категория: Психология и педагогика
Просмотров: 2235 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: