Понедельник, 23.10.2017, 08:56       Приветствую Вас Гость | Вход  

В разделе
История [1]
Маркетинг [2]
Менеджмент [4]
Политология [7]
Психология и педагогика [13]
Социология [10]
Управление персоналом [0]
Управление предприятием [5]
Филология и лингвистика [5]
Философия [4]
Экономика [54]
Юриспруденция [10]

Интернет - конференции » Каталог конференций » Архив статей » Психология и педагогика

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА

Салмин С.В.
ФГОУ ВПО «Алтайский государственный аграрный университет», г. Барнаул
В данной статье разработана комплексная программа формирования здорового образа жизни студентов средствами физической культуры и спорта на основе маркетинговой деятельности вуза включающая в себя со-вокупность трех модулей и ряда компонентов.

Нами разработана комплексная программа формирования здорового образа жизни студентов средствами физической культуры и спорта на ос-нове маркетинговой деятельности вуза, которая представляет собой цело-стное единство концептуальной, содержательной, организационно-методической и диагностической составляющих.
Концептуальная составляющая комплексной программы формирова-ния здорового образа жизни студентов разработана на основе методологии личностно-деятельностного подхода, согласно которому студент должен не просто усваивать информацию о сущности здорового образа жизни и путях приобщения к нему (в частности, маркетингово обоснованный вы-бор средств физической культуры и спорта), а, находясь в активной дея-тельностности, воспринимать полученные знания как индивидуально-личностную ценность и руководствоваться ими в своей жизнедеятельности [1]. Данная стратегия базируется на данных маркетингового анализа и пре-дусматривает наличие цели, педагогических усло¬вий, методов, приемов и средств достижения, этапов конкретной практической деятельности и предполагает осуществление определенных педагогических действий, спо-собствующих пониманию студентом значимости здоровой жизнедеятель-ности, осознанию ценности здорового образа жизни, обогащению опыта здоровьесберегающей деятельности средствами физической культуры и спорта, обоснованных маркетинговым изучением спроса и предпочтений.
Разрабатывая содержательную составляющую комплексной про-граммы, мы исходили из того, что формирование здорового образа жизни студентов в процессе маркетинговой деятельности вуза средствами физи-ческой культуры в образовательном процессе профессиональной школы будет эффективным, если поведение студента станет здоровьецентриро-ванным, т.е. знания сочетаются с деятельностью [3]. В целях этого в обра-зовательном процессе вуза должны соблюдаться три основных условия, реализующихся на основе маркетинговой деятельности вуза:
1. обеспечение сознательного усвоения студентами необходимого объема теоретических знаний и практических навыков, связанных с осу-ществлением здорового образа жизни и укреплением здоровья;
2. актуализация эмоционального отношения студентов к формирова-нию здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта как индивидуально-личностной ценности в процессе маркетинговой дея-тельности вуза;
3. включение студентов в деятельность по построению и реализации программ здорового образа жизни.
Приняв эти положения как доминантные, нами разработано содер-жание комплексной программы формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта студентов как совокупность трех модулей [2].
Первый модуль (теоретический) был преимущественно направлен на формирование когнитивного компонента здорового образа жизни студен-тов и предусматривал следующие направления работы:
1. включение валеологической информации в программу по дисцип-лине «Физическая культура» с целью формирования сознательного отно-шения студентов к здоровому образу жизни как социальной и личностной ценности;
2. разработка авторского специализированного курсу «Физическая культура как основа здорового образа жизни», в рамках которого осущест-влялось маркетинговое изучение и целостное формирование представле-ний студентов о роли здорового образа жизни в жизнедеятельности совре-менного человека.
Второй модуль (практический) реализовывался в рамках физкуль-турно-оздоровительной и физкультурно-спортивной деятельности с ис-пользованием маркетинговых данных о предпочтениях студентов.
Третий модуль (корректирующий) был преимущественно направлен на формирование поведенческого компонента здорового образа жизни студентов, основанного на умении выстраивать индивидуальную програм-му здорового образа жизни и планомерно реализовывать ее в сфере физи-ческой культуры и спорта. Данный модуль осваивался в процессе разра-ботки и защиты проектов, направленных на построение индивидуальных траекторий здорового образа жизни с использованием физкультурно-оздоровительных и физкультурно-спортивных занятий.
Организационно-методическая составляющая авторской комплекс-ной программы формирования здорового образа жизни студентов в про-цессе маркетинговой деятельности вуза разрабатывалась в ходе выявления требований к организации образовательного процесса по физической куль-туре, учет которых способствует эффективной реализации данной про-граммы. В качестве наиболее значимых нами выделяются психолого-педагогические и дидактические.
Для эффективной реализации комплексной программы формирова-ния здорового образа жизни студентов средствами физической культуры и спорта, образовательный процесс в вузе должен отвечать следующим пси-холого-педагогическим требованиям:
- быть управляемым и педагогически целесообразно организованным на основе маркетинговой деятельности вуза;
- соответствовать реальной си¬туации развития личности студента в сфере физической культуры и спорта;
- целостно охватывать структурные компоненты здорового образа жизни студентов (когнитивный, эмоциональный, поведенческий);
- осуществлять перевод ценностных здоровьеформирующих ориен¬тиров студента (знаний, взглядов, представлений, убеждений и т.д.) из по-тенци¬ального состояния в реальную деятельность в сфере физической культуры и спорта;
- стимулировать деятельность самого студента, осознающего значи¬мость здорового образа жизни в собственной жизнедеятельности и необ-ходимости физической культуры и спорта.
Диагностическая составляющая комплексной программы формиро-вания здорового образа жизни студентов основывалось на выявлении ряда компонентов, являющихся ее неотъемлемыми частями:
- критериев сформированности здорового образа жизни студентов;
- качественных характеристик уровней сформированности здорового образа жизни студентов (начального, низкого, среднего, высокого);
- комплекса методик, используемых в ходе контрольных срезов и по-зволяющих осуществлять мониторинг процесса формирования здорового образа жизни студентов средствами физической культуры и спорта на ос-нове маркетинговой деятельности вуза.
Комплексность предлагаемой нами программы выражается в том, что все мероприятия по формированию здорового образа жизни студентов, ба-зируются на маркетинговой деятельности вуза, подчиняются единым це-лям и соответствующим образом перестраиваются под влиянием различных маркетингообоснованных факторов объективного (проведение цикла меро-приятий) и субъективного характера (изменения в сознании и поведении сту-дентов). Целостное воздейст¬вие комплексной программы проявляется в том, что она охватывает основные сферы личности студента (познавательную, мо-тивационно-ценностную, деятельностную) и влияет на изменение его отно-шения к себе как личности и члену общества.

Список использованной литературы

1. Алибекова, Г. З. Индивидуализированные программы обучения в высшей школе [Текст] / Г. З. Алибекова, А. В. Рудковская // Педагоги-ка. - 1995. - № 3. - С. 56-60.
2. Арстанов, М. Ж. Проблемно-модульное обучение: вопросы теории и технологии [Текст] / М. Ж. Арстанов, П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. - Алма-Ата : Мектеп, 1980. – 207 с.
3. Литвинова, Н. П. Маркетинг образовательных услуг [Текст] / Н. П. Литвинова, Е. Н. Подшибякина, В. В. Шереметова. – СПб-Казань : Издательский центр ТИСБИ. – 2002. – 108 с. Вв с.2и5

 
Категория: Психология и педагогика
Просмотров: 4072 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: