Воскресенье, 23.04.2017, 15:55       Приветствую Вас Гость | Вход  

В разделе
История [1]
Маркетинг [2]
Менеджмент [4]
Политология [7]
Психология и педагогика [13]
Социология [10]
Управление персоналом [0]
Управление предприятием [5]
Филология и лингвистика [5]
Философия [4]
Экономика [54]
Юриспруденция [10]

Интернет - конференции » Каталог конференций » Архив статей » Психология и педагогика

[ Скачать в формате Word (140.0Kb) ]

ОСНОВЫ ДИДАКТИКИ В МОДЕЛИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННО-ОБУЧАЮЩЕЙ СРЕДЫ ВУЗА

Сидорина Т.В.
Сибирская академия государственной службы (СитбАГС), г. Новосибирск
В статье рассматриваются вопросы, являющие основой конструирования образовательной среды вуза, его информационно-обучающего пространства.

Опыт работы ведущих вузов, осуществляющих в РФ подготовку специалистов в вузе, убедительно свидетельствуют о том, что от профессиональной компетентности профессорско-преподавательского состава и активной включенности в процесс обучения студентов зависит возможность создания в вузе при изучении конкретной учебной дисциплины специальной информационно-обучающей среды. Такая среда (рис. 1) является основой для разработки концептуальной модели информатизации образовательных процессов в вузе. Это актуализирует потребность по-новому ответить на ряд ключевых вопросов современной вузовской дидактики – кого учить?, чему учить?, как учить?, кому учить?
(см. рисунок во вложенном файле)

Рис 1. Компоненты информационно-обучающей среды вуза

С позиций теории управления педагогическими системами представляется возможным представить концептуальную модель информатизации образования специалистов в вузе в виде пяти условных, автономно реализуемых и, в то же время, взаимосвязанных и взаимозависимых модулей – модуль учебной дисциплины, модуль преподавателя, модуль управления познавательной деятельностью студентов и модуль обучающегося.
Эти модули выступают как самостоятельные компоненты, взаимодействующие между собой и реализуемые в рамках информационно-обучающей среды.
Поддержание в надлежащем состоянии информационно-обручающей среды обеспечивается созданием в рамках профессионально ориентированной технологии обучения соответствующих психолого-педагогических условий.
Совокупность информационно-обучающих сред изучения учебных дисциплин в вузе определяется ГОС ВПО, учебными планами и учебными программами подготовки специалистов и обеспечивает ее единство. Количество учебных дисциплин, изучаемых в вузе, и их содержание выступают - основа состава такой интегральной среды.
Первый модуль – модель специалиста («кого готовить?») рассматривается как надсистемное образование. Он определяет содержание всех включенных в концептуальную модель самостоятельных модулей (Рис. 2).
(См. рисунок во вложенном файле)

Названная модель отражает требования к фундаментальной, теоретической, специальной и прикладной подготовке, значимым профессиональным качествам выпускника вуза. Она определяет основные задачи, функции, объекты и проблемы будущей профессиональной деятельности специалиста.
Второй модуль – модуль учебной дисциплины («чему учить?») включает в себя учебные цели, особенности профессионально ориентированной системы знаний, навыков и умений, степень и глубину изучения предметной области, информационную емкость и дидактические требования: научность содержания, систематичность, наглядность и т.д., отражаемые в элементах ее структуры.
Цель выражает исходную концепцию учебной дисциплины; поле деятельности, обес¬печивающее ее реализацию; субъект деятельности и объект, как взаимодействующие стороны процесса обучения; появляющиеся в образовательной деятельности и общении отношения, интегрирующие субъектов в некую общность; среда системы, моделируемая объектом и осваиваемая субъектом.
Интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы обеспечивается управлением со стороны ППС (рис 3.).

Третий модуль – модуль преподавателя («кому учить?») учитывает личностные особенности преподавателя – профессиональные качества, глубину знания предметной области преподаваемой дисциплины, владение современными методами и технологиями обучения, его информационно-профессиональную культуру.

Структура профессиональной компетентности преподавателя ВПШ или «модель идеального преподавателя» должна быть динамичной, т. е. периодически корректироваться, отражая развитие отдельных наук и различных областей знания. Она может давать лишь общие контуры для требований к подготовке специалиста, отражая главным образом необходимые тенденции, помогая при решении вопросов построения учебного процесса.

Рис. 3. Структура деятельностной системы учебной дисциплины (см. рисунок во вложенном файле)

Четвертый модуль – модуль управления познавательной деятельностью студентов («как учить?») учитывает особенности реализации преподавателем дидактических возможностей используемой им профессионально-ориентированной технологий обучения, а также индивидуальные характеристики обучающихся.
Движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства воспитания, обучения, социально-психологического развития личности реализуется посредством особого механизма передачи социального опыта.
Он включает в себя деятельность педагога, целенаправленно осуществляющего свои средства и организующего взаимодействие с воспитанником, который свою цель, личностные средства и механизм изменения личности должен понять, формировать, а затем реализовать в деятельности (рис. 4).
Пятый модуль – модуль обучающегося («кого учить?») представляет собой определенную редукцию личности студента, которая позволяет преподавателю анализировать личностные, психофизиологические и социально-психологические качества обучающихся; уровень их подготовленности к работе в информационно-образовательной среде; уровень базовых и текущих знаний, навыков и умений, характеризующих их учебно-познавательную деятельность; динамику формирования у студентов значимых профессиональных качеств специалиста.
Модуль обучающегося, органично включая в себя синтезированную модель личности студента, на завершающей стадии профессионального обучения должен приближаться к модели специалиста. Таким образом, для создания и реализации в вузе информационно-образовательной среды изучения конкретной учебной дисциплины преподавателю необходимо в соответствии с требованиями модели специалиста, подготовка которого ведется в данном учебном заведении, последовательно разработать все названные модули.

Деятельность Деятельность
ППС обучающихся

Цель Цель Механизм изменения Конечный
ППС обучающихся личности обучающихся результат

Дидактические средст- Личностные средства
ва ППС по передаче обучающихся освоении
социального опыта социального опыта

Рис. 4. Структура передачи социального опыта (см. рисунок во вложенном файле)

Оптимизация модулей в рамках концептуальной модели информатизации образования будет способствовать более полному выполнению требований социального заказа на подготовку специалистов с достаточно прочным базовым массивом специальных знаний и практических умений по всем направлениям их будущей профессиональной деятельности.

Список использованной литературы

1. Анисимов П.А., Ваграменко Я.А., Позднеева О.В. Модель специалиста и ресурсы знаний вуза [Текст] // Педагогическая информатика – 2004. – №3. – С.32–44.
2. Воронина Л.А. Кудинова И.С. Развитие интеграционных процессов взаимодействия инновационной вузовской науки и реального сектора экономики // Инновации. 2007. № 5. C. 67.
3. Матвеева Н.А. Инерционность системы образования в России. – Барнаул, 2004.
4. Петухова А.В. Инженерно-графическая подготовка студентов в профессионально-ориентированной образовательной среде вуза. Автореф. Дисс. Канд пед. наук, Новосибирск: СГУПС, 2009, 16 с.
5. Третьяков П.И., Сидорина Т.В. Управление образованием по результатам. – М.: Новая школа, 2000. – 975 с.

 
Категория: Психология и педагогика
Просмотров: 1906 | Загрузок: 558 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
1  
Потыкаю по рекламке в качестве благодарности за статью!

Имя *:
Email *:
Код *: