Четверг, 25.05.2017, 14:33       Приветствую Вас Гость | Вход  

В разделе
История [1]
Маркетинг [2]
Менеджмент [4]
Политология [7]
Психология и педагогика [13]
Социология [10]
Управление персоналом [0]
Управление предприятием [5]
Филология и лингвистика [5]
Философия [4]
Экономика [54]
Юриспруденция [10]

Интернет - конференции » Каталог конференций » Архив статей » Психология и педагогика

[ Скачать в формате Word (54.5Kb) ]

СПЕЦИФИКА ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ ИНВАЛИДОВ

Шевцова Е.В.
Сибирская академия государственной службы, ст. преподаватель кафедры «Налогообложения и учета»
Явление инвалидности присуще в равной степени каждому обществу. По данным Всемирной организации здравоохранения в настоящее время во всем мире насчитывается более 500 миллионов инвалидов. По данным Росстата в Российской Федерации более 11 миллионов инвалидов, из них около половины находятся в трудоспособном возрасте и 80% из них имеют желание к трудовой деятельности, однако, реализуют свое желание только 5%. Такой малый процент занятости инвалидов у нас в стране объясняется, прежде всего, их низким образовательным уровнем, что является следствием недоступности для них рынка образовательных услуг.
Политика в области образования инвалидов регулируется законом «О социальной защите инвалидов», «Об образовании», ФЦП «Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 гг.», федеральной программой развития образования, президентской программой «Дети России» (подпрограммы «Дети-инвалиды»), ФЦП «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005)», Государственной научной программой «Университеты России», ФЦП «Национальная технологическая база» (базовая технологическая программа «Технологии подготовки кадров для национальной технологической базы»). Тем не менее, остается неравенство в получении профессионального образования, так как получение среднего образования обычно осуществляется в специализированных учреждениях и на дому, а количество ВУЗов и ПТУ, осуществляющих обучение взрослых инвалидов, весьма ограничено.
Формы получения высшего профессионального образования инвалидами включают: специальные отделения в вузах, специализированные вузы для инвалидов, Центры подготовки инвалидов для поступления в вуз, Центры психолого-педагогической помощи инвалидам, обучающимся в вузах. В 2001 году в 299 вузах системы Минобразования РФ обучались 11073 студента-инвалида. При этом в период с 1996 до 2003 удельный вес инвалидов среди студенчества увеличился с 0.08 до 0.4%. Число обучающихся студентов распределено по вузам неравномерно.[1]
В 2003 году специализированные (сегрегированные) программы для инвалидов реализовывались при государственной поддержке в трех вузах: Московский институт-интернат для инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы, Государственный специализированный институт искусств (Москва) и Институт социальной реабилитации Новосибирского государственного технического университета (Новосибирск). Отдельные группы с частичной интеграцией действуют в Московском государственный техническом университете имени Н.Э.Баумана (Москва), Российском государственном педагогическом университете имени А.И.Герцена (Санкт-Петербург) и Московский педагогический государственный университет (Москва).[3]
Препятствием к получению высшего образования является, прежде всего, не приспособленность ВУЗов к обучению данной категории студентов: архитектурные особенности зданий, не подготовленность преподавательского состава – отсутствие навыков преподавания и общения с инвалидами, низкая степень толерантности студентов к студентам-инвалидам.
Если рассматривать в качестве примера Сибирскую Академию государственной службы как потенциального учреждения по обучению студентов-инвалидов, то, к сожалению, необходимо признать, что здание Академии не приспособлено на сегодняшний момент к приему таких студентов. В архитектурном плане Академия обладает следующими недостатками: здание имеет 4 этажа и не имеет лифтов; отсутствуют пандусы; коридоры здания узкие – менее 1,8, что невозможно при обучении инвалидов колясочников; здание внутри имеет сложную структуру и отсутствуют какие-либо указатели для ориентации – должна быть система ориентиров: тактильных, слуховых, зрительных; узкие двери; санитарные помещения не оборудованы специальными кабинками для инвалидов. С экономической точки зрения переоборудование Академии не целесообразно, так как несет в себе довольно существенные затраты.
Альтернативой очного обучения может стать дистанционное обучение инвалидов. Дистанционной обучение имеет ряд преимуществ: не нужно присутствие студента в Академии – студент может обучаться на дому, студент может получать высококачественный образовательный продукт, исчезает фактор субъективного отношения преподавателя к инвалиду, так как преподаватель относится к такому студенту также, как и ко всем остальным студентам – при очном общении часто встречается фактор дискриминации, неприязни или снижения требований по сравнению с другими обучающимися, студент может беспрепятственно общаться с согрупниками в форумах, не вызывая особое к себе отношение. Проблема может возникать только с категорией инвалидов по зрению, однако перевод курсов в аудио-пособия может решить данную проблему. На дистанционной форме обучения очное присутствие студента требуется только при сдаче государственного экзамена и защите выпускной квалификационной работы. В качестве решения этой проблемы можно предложить переоборудование нескольких аудиторных помещений и санитарной комнаты на первом этаже Академии, оборудование лестничных пролетов на входе пандусами и специальными поручнями.
Вторая существенная проблема низкой занятости на рынке труда людей с ограниченными возможностями является отсутствие понимания того, что не должно существовать образование ради образования. Получение высшего образования должно иметь цель дальнейшего трудоустройства по специальности.
Проанализируем специальности, представленные в СибАГС, с точки зрения перспективы дальнейшего трудоустройства после получения диплома специалиста различными категориями лиц с ограниченными возможностями. Нужно отметить, что рассмотрение целесообразно только для лиц с сохранными умственными способностями, так как получение высшего образования лицами с интеллектуальной недостаточностью невозможно. Полученные данные сведем в таблицу1.
Таблица 1 Вероятность трудоустройства разными категориями инвалидов после получения различных специальностей, представленных в СибАГС

(см. таблицу во вложенном файле)

Наиболее перспективной специальностью с точки зрения дальнейшего трудоустройства, по всей вероятности, является специальность «Психология», наименее перспективной – «Международные отношения».
Лица с ограничением слуха имеют специфику трудоустройства и не могут выполнять функции, связанные с коммуникациями – соответственно возможна аналитическая работа, преимущественно с цифрами, бумагами: специальности «Финансы и кредит», «Налоги и налогообложение», «Национальная экономика». В государственных учреждениях должны быть квоты на их трудоустройство, а ВУЗ получать целевой заказ на обучение данной категории студентов. Основываясь на опыте других ВУЗов можно говорить о более предпочтительных для данной категории инвалидов специальностях: «Информационные технологии», «Бухгалтерский учет и аудит», «Статистика».
Лица с ограничениями зрения имеют очень мало шансов на трудоустройство по специальностям, представленным в СибАГС. С долей вероятности можно говорить о специальности «Психология». Данная категория инвалидов в плане реализации трудовой деятельности самая не защищенная, поэтому получение высшего образования может носить скорее характер саморазвития.
Лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата более других категорий имеют шансы на работу по полученной специальности. Главное ограничение – отсутствие необходимости преодоления больших расстояний при выполнении профессиональных обязанностей. Все специальности, кроме специальности «Международные отношения» в разной степени имеют перспективу дальнейшего трудоустройства. Именно для этой категории лиц с ограниченными возможностями наиболее актуально наличие в СибАГС дистанционной формы обучения. Наиболее востребованные специальности данной категорией инвалидов, не представленные в СибАГС – «Педагогика», «Информационные технологии», «Бухгалтерский учет и аудит».
Учитывая сокращение абитуриентов в будущем вследствие демографической ямы в 90-х годах и увеличение инвалидизации категории молодого населения, Академия может выбрать одно из перспективных направлений развития образовательных услуг – работа со студентами с ограниченными возможностями. Наиболее целесообразной формой получения высшего образования должна стать дистанционная форма обучения, как вариант надомного обучения. Самая перспективная специальность, в данном случае «Психология». Возможно также рассмотрение открытия дополнительных специальностей: «Информационные технологии» и «Бухгалтерский учет и аудит».

Список литературы
1. Белозерова Е.В. Опыт организации высшего образования людей с инвалидностью // Доступность высшего образования для инвалидов: Сб. науч. тр. / Под ред. Д.В. Зайцева. Саратов: Научная книга, 2004. С. 16-21.
2. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация. М. 2004.
3. Ярская-Смирнова Е.Р., Доступность высшего образования для инвалидов. Тезисы выступления на конференции в НИСП, октябрь 2003.
4. Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В. Проблема доступности высшего образования для инвалидов // Социол. исслед. 2005. № 10. C. 66-78.

 
Категория: Психология и педагогика
Просмотров: 5790 | Загрузок: 742
Всего комментариев: 1
1  
Интересно, подписываюсь!