Воскресенье, 30.04.2017, 16:58       Приветствую Вас Гость | Вход  

В разделе
История [1]
Маркетинг [2]
Менеджмент [4]
Политология [7]
Психология и педагогика [13]
Социология [10]
Управление персоналом [0]
Управление предприятием [5]
Филология и лингвистика [5]
Философия [4]
Экономика [54]
Юриспруденция [10]

Интернет - конференции » Каталог конференций » Архив статей » Психология и педагогика

ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ КРЕАТИВНОСТИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОМУ КАЧЕСТВУ МЕНЕДЖЕРА

Полунина С.Ю.
Сибирский университет потребительской кооперации, г. Новосибирск
Анализируя различные подходы к определению понятия креативности, а также типов менеджеров-участников инновационного процесса, автор делает вывод о том, что креативность становится профессионально важным качеством современного менеджера. Творческие способности можно развивать, методики повышения креативности разработаны в рамках теории решения изобретательских задач и модели латерального мышления. Для повышения творческих способностей важны как внутренние факторы, так и факторы внешней среды.

В структуре источников экономического развития промышленно развитых стран в настоящее время приоритет отдается инновационной деятельности. Многочисленные публикации, раскрывающие проблематику инновационного менеджмента, большое внимание уделяют повышению активизации деятельности в этой сфере. Обсуждаются конкурентные преимущества, которыми располагает Россия в области системы образования, квалификации кадров, научного потенциала, культурных факторов. Вместе с тем крайне редко исследователи обращаются к личности, предрасположенной к такого рода деятельности, т. е. личности инноватора. Считается, что таковым должен быть человек, с высокими креативными способностями.
В своей статье Е. Дружинин и Н. Кортьева [7] выделяют две стадии инновационного процесса: выдвижение, формулировка теоретической конструкции новшества и реализация новации в максимально полном объеме с минимальными искажениями сформулированной идеи. Следовательно, в инновационном процессе должны быть задействованы два типа участников: руководители, способные осуществлять и направлять инновационную политику, и персонал, обладающий необходимой профессиональной компетентностью и уровнем мотивации. Инновационный тип руководителя должен обладать стратегическими способностями, а именно хорошо развитым абстрактным мышлением, умением анализировать имеющуюся информацию, видеть ситуацию в перспективе, выбирать наилучший момент для активных действий. Автор статьи связывает эти способности с хорошо развитой интуицией.
Среди важнейших инновационных способностей персонала выделяют творческие способности или креативность. Понятие «креативность» приобрело свое значение к началу 50-х гг. прошлого века, главными идеологами исследования креативности стали Дж. Гилфорд и Э.П. Торренс [цит. по 6]. Согласно их концепции креативность понималась как универсальная познавательная способность. Основой креативности Гилфорд считал дивиргентное мышление, т.е. идущее в различных направлениях, которое приводит к неожиданным выводам и результатам. Гилфорд выделил 6 основных параметров креативности: 1) способность к обнаружению и постановке проблем; 2) способность к генерированию большого числа идей; 3) гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи; 4) оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартно; 5) способность усовершенствовать объект, добавляя детали; 6) способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу.
Л. Терстоун [цит. по 6] обратил внимание, что в творческой активности важную роль играют такие факторы, как особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи, а не критически к ним относится, творческие решения приходят в момент релаксации, рассеивания внимания, а не в момент, когда внимание сознательно концентрируется на решении проблем. В.Н. Дружинин [6] и Р.М. Грановская [5] показывают, что мотивация достижений, соревновательная мотивация, мотивация социального одобрения блокируют самоактуализацию личности и затрудняют проявление ее творческих возможностей. Эти идеи согласуются с результатами исследований Т. Амабиле и Б. Брином [8], которые позволили сформулировать мифы о креативности:
1) Креативность генерируется творческими людьми. Как показали результаты проведенных опросов, креативность зависит от нескольких вещей: опыта, в том числе знаний и технические навыков, таланта, способности мыслить по-новому, и умения преодолевать нетворческую рутину. Но наиболее важно, насколько люди увлечены своей работой и насколько задействован фактор внутренней мотивации.
2) Деньги – мотиватор креативности. Опросы показали, что бонусы могут даже сдерживать креативность, в том случае, если люди считают, что каждый их шаг скажется на компенсации. Тогда сотрудники стараются любой ценой избегать риска, что, естественно, не способствует инновационному мышлению.
3) Недостаток времени способствует креативности. Нехватка времени уменьшает креативность потому, что люди не могут глубоко проникнуть в суть поставленной задачи.
4) Страх вызывает революционный переворот. Исследования продемонстрировали, что креативность позитивно ассоциируется с радостью и любовью и негативно – со страхом и тревогой.
5) Соревнование – лучше, чем сотрудничество. По результатам исследования наиболее креативны те коллективы, где сотрудники могут свободно обмениваться идеями и обсуждать новые решения.
6) Сокращение штатов – хороший способ повысить креативность. В ходе сокращения уровень коммуникации и сотрудничества резко уменьшается, так же как и чувство уверенности и личной независимости сотрудников.
Суть творчества с точки зрения С. Медника [цит. по 6] заключается в способности преодолевать стереотипы и в широте поля ассоциаций. Исследования, проведенные с помощью инструментов, созданных на основе этой концепции, показали, что фактор ограниченного времени негативно сказывается как на высококреативных, так и на низкокреативных испытуемых. Оригинальные ответы появляются не на первых стадиях решения креативных задач, а спустя некоторое время, после того как нужно преодолеть «инерцию репродуктивности».
Интересной является «теория инвестирования» Р. Стернберга [цит. по 6]. Согласно этой модели креативным является такой человек, который стремится и способен «покупать идеи по низкой цене и продавать по высокой». Т.е. необходимо оценить потенциал развития непризнанных, малопопулярных идей и возможный спрос на них. Творческий человек вопреки сопротивлению среды, непониманию и неприятию, настаивает на определенных идеях. Человек может не реализовать свой творческий потенциал в 2-х случаях: 1) если он высказывает идеи преждевременно; 2) если он не выносит ее на обсуждение слишком долго и тогда она становится очевидной, «устаревает». Р. Стернберг выделяет 6 основных факторов креативности: интеллект; знание; стиль мышления; индивидуальные черты, мотивацию и внешнюю среду. При этом для творчества наиболее важны следующие составляющие интеллекта: синтетические способности (т.е. умение по-новому взглянуть на проблемы, преодолеть границы обыденного сознания), аналитические способности (выявление идей, достойных для дальнейшей разработки). Практические способности (умение убеждать других в ценности идеи). Только при наличии всех трех способностей гарантируется успешное выдвижение новых идей.
Р. Стернберг указывает на позитивное и негативное влияние знаний. Слишком устоявшиеся знания могут препятствовать по-новому взглянуть на проблему, не обладая некоторыми знаниями по проблеме, можно потратить время, изобретая велосипед. С точки зрения Р. Стернберга для творчества необходима независимость мышления от стереотипов и внешнего влияния, умение и смелость самостоятельно ставить проблемы и автономно их решать. Кроме того, креативность предполагает способность идти на разумный риск, преодолевать препятствия, внутреннюю мотивацию, толерантность к неопределенности, готовность противостоять мнению окружающих. Кроме того, важна и творческая среда, хотя мотивация может компенсировать ее отсутствие.
В статье Т. М. Амабайл [1] предпринимается попытка определить элементы внешней среды, способствующей повышению творческой активности:
- Постановка задачи. Руководитель может подобрать подчиненному задание, соответствующее его компетенции, творческим способностям и вызывающее у него желание побыстрее взяться за дело.
- Свобода действий. Для повышения креативности необходимо давать работникам свободу выбора средств для достижения цели.
- Ресурсы. Основные ресурсы, влияющие на уровень креативности, - это время и деньги. Губительное влияние на креативность оказывают искусственные или невыполнимые сроки.
- Состав рабочей группы. Нужно собрать группу, членов которой отличает одновременно и готовность к взаимодействию, и неоднородность знаний и взглядов.
- Поощрение. Людям нужно чувствовать, что их работа важна для организации или группы людей, чье мнение для них важно.
- Организационная поддержка. Настоящий расцвет креативности наблюдается там, где организация настроена на поддержку.
Еще одна модель творческого мышления принадлежит Э. Де Боно [2]. Он выделяет два вида мышления: логическое (или шаблонное) и нешаблонное (творческое). Шаблонно мыслящие люди избирают разумную позицию, а затем, развивая ее логически, пытаются решить проблему. Оно оперирует высокими вероятностями, т.к. это приводит к результату наиболее эффективным способом. Нешаблонное мышление проявляется в попытке занять произвольную позицию и оперирует малыми вероятностями. Результатом являются либо гениальные творения, создать которые под силу немногим, для этого нужен талант, либо новый взгляд на старые вещи, что доступно каждому, кто заинтересован в получении новых идей.
Лишь незначительное число людей обладает естественной склонностью к нешаблонному мышлению, но любой человек может развить навыки к мышлению такого рода. Э. Де Боно (1967) вводит специальный термин «латеральное», т.е. боковое, поперечное мышление, который отражает то, что поиск идей идет путем проб различных точек зрения, различных концепций и отправных точек. Поиск идет «поперек» русла основной, устоявшейся признанной точки зрения. При этом автор модели обозначает области применения нестандартного мышления: усовершенствование (устранение ошибок, недостатков и улучшение способа действий), решение проблем и проектирование возможностей. Источниками творчества автор считает: незнание, опыт, мотивацию (под мотивацией автор понимает любопытство и стремление объяснить непонятные идеи, способность взглянуть на то, на что никто никогда не обращал внимания), острый взгляд (способность увидеть ценность зародившейся идеи), случайность, освобождение от страхов и ограничений).
С точки зрения Р.М. Грановской [5] творчество – это социально приемлемый путь самореализации, удовлетворение от этого практически не имеет пределов. Если так, то возникает вопрос: почему одни люди проявляют преимущественно адаптивную активность, а другие – творческую, творческая активность одних людей более продуктивна, чем других? Окончательного ответа на эти вопросы нет. Разнообразные исследования предоставляют некоторую информацию.
Согласно теории Д. Гэленсона [9] существует 2 типа гениев: концептуальные и экспериментальные инноваторы. Первые добиваются успеха в молодости (20-30 лет), вторые - в зрелом возрасте (50 лет и старше). Концептуальные инноваторы тщательно обдумывают идею, затем приступают к работе. Они точно знают, чего хотят и что делают, нарушают правила, по-другому смотрят на привычные вещи, ломают стереотипы. Судьба их часто трагична. Гении второго типа медленно идут к успеху, используют метод проб и ошибок, терпеливы, уважают традиции, живут в реальном мире, успеха добиваются за счет трудолюбия. Их успехи – следствие обобщения чужого опыта и оттачивания своей техники.
Дополнением этих исследований могут стать выводы Р.М. Грановской [5] об особенностях творчества молодых людей: неуступчивость, связанная с их стремлением утвердить что-то новое. Окружающими это часто трактуется как упрямство или эгоизм, плохой характер. Второй особенностью является внутренняя рассогласованность и некоторая двойственность характера, взрывчатость, что также окружающими может быть расценено как непредсказуемость и направленность против социальных норм. Еще одним свойством является склонность к терзаниям и колебаниям по любому поводу. Требовательность к самому себе воспитывают к критическому переосмыслению незыблемых истин.
Для творчества зрелых специалистов характерен целостный взгляд на проблему, что позволяет давать ее комплексное решение. Еще одним качеством является нерешительность, осторожность, что может ограничивать их. Следующей особенностью является концентрация интересов, с одной стороны, она сужает круг интересов, что отрицательно сказывается на творчестве, но, с другой стороны, это позволяет выдерживать первый жесткий натиск при защите своих идей. Опыт способствует формированию следующей особенности – умению использовать старые идеи, ведь, как говорится, новое – это хорошо забытое старое. Творчество зрелых отличается еще и снижением способности рисковать, а это является необходимой составляющей творческой деятельности. Вместе с тем, это способствует предъявлению высоких требований к аргументации, обоснованности, практичности идеи. Таким образом, открытия и изобретения молодых являются более радикальными, смелыми, но не всегда плодотворными. Творческие предложения зрелых – более продуманы, обоснованы, но им не достает риска.
По мнению И.М. Верткина [3, 4] в теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) к качествам творческой личности относят: 1) наличие новой или недостигнутой значительной общественно полезной достойной цели (или системы целей); 2) наличие программы (или пакета программ) достижения поставленной цели и контроля за выполнением этих программ; 3) желание и осуществление огромного объема работы по выполнению намеченных планов; 4) владение техникой решения задач, которые встречаются на пути к цели; 5) способность отстаивать свои идеи, выносить общественное непризнание, непонимание выбранного пути, умение "держать удар", верность цели; 6) соответствие достигнутых результатов (или соответствие их масштаба) поставленной цели. Такой подход утверждает, что творческий режим доступен каждому нормальному человеку, обладающему обычными способностями, памятью, знаниями. Для того, чтобы стать творцом, надо сделать сначала всего один шаг: выбрать достойную цель, потом-второй шаг: составить корректную программу достижения поставленной пели. Затем третий шаг — подкрепить составленную программу большой работой.
Обобщая рассмотренные модели, можно сделать следующие выводы:
Креативность становится профессионально важным качеством современного менеджера. Творческие способности можно развивать, методики повышения креативности разработаны в рамках теории решения изобретательских задач и модели латерального мышления. Для повышения творческих способностей важны как внутренние факторы, так и факторы внешней среды. К внутренним факторам относятся: стратегические способности, развитая интуиция, способность по-новому взглянуть на привычные вещи, способность оценить потенциал непризнанных идей, пойти на риск, противостоять неприятию окружающих. Кроме того, очень важно наличие значимой цели, программы по ее реализации и готовность много работать для достижения этой цели. Фактор возраста не играет решающей роли, т.к. успеха можно достигнуть как в молодом, так и в зрелом возрасте.
Важнейшими факторами внешней среды являются создание атмосферы сотрудничества, отсутствие дефицита времени. Создание стабильно функционирующего коллектива, создание творческой атмосферы, когда возможно обсуждение новых идей, а критика носит конструктивный характер, понимание и терпимость со стороны коллег и руководителей.

Список литературы

1. Амабиле Т.М. Как убить творческую инициативу / Креативное мышление в бизнесе. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
2. Боно Э. Латеральное мышление. – СПб.: Питер, 1998.
3. Введение в ТРИЗ. Основные понятия. Фонд Г.С. Альтшуллера. - Интернетресурс: http://www.altshuller.ru, 2003.
4. Верткин И.М. Качества творческой личности / Введение в ТРИЗ. Основные понятия. Фонд Г.С. Альтшуллера. - Интернетресурс: http://www.altshuller.ru, 1988.
5. Грановская Р.М. Творчество и конфликт в зеркале психологии. – СПб.: Речь, 2006.
6. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: 2007.
7. Дружинин Е., Кортьева Н. Менеджер – инноватор: от идеи к реализации. - Интернетресурс: http://www.bestlibrary, 2002.
8. Amabile T.M., Breen B. The 6 Myths of Creativity. – Интернет-ресурс: http://www.e-executive.ru, 2004.
9. Galenson D. W. Old Masters and Young Geniues: The Two Life Cycles of Artistic Creativity. – Интернет-ресурс: http://www.e-executive.ru, 2006.

 
Категория: Психология и педагогика
Просмотров: 6576 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0