Понедельник, 23.10.2017, 08:55       Приветствую Вас Гость | Вход  

В разделе
История [1]
Маркетинг [2]
Менеджмент [4]
Политология [7]
Психология и педагогика [13]
Социология [10]
Управление персоналом [0]
Управление предприятием [5]
Филология и лингвистика [5]
Философия [4]
Экономика [54]
Юриспруденция [10]

Интернет - конференции » Каталог конференций » Архив статей » Психология и педагогика

КРИЗИС СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Власов Ю.И.
Филиал НОУ ВПО «СФГА» в г. Омске
Кризис середины жизни – это особый возрастной этап в структуре жизненного пути человека, который может быть успешно преодолен лишь при условии осмысленного отношения к личностно значимым мотивам или потребностям, которые определены каждым как ведущие или основные.

Кризис, переживаемый личностью в интервале от 35 до 45 лет, именуется кризисом середины жизни. Этот возраст занимает особое место в структуре жизненного пути человека, так как на данный период приходится критическая оценка и переоценка того, что было достигнуто в жизни к этому времени.
Западные психологи проблеме кризиса середины жизни уделяли должное внимание на протяжении последних десятилетий, что позволило им отметить такую закономерность – кризис середины жизни более типичен для состоятельных людей, нежели для малоимущих и представителей рабочего класса. По их мнению, солидный счет в банке способен защитить его владельца от превратностей жизни, хотя материальное благополучие не всегда способно быть гарантом внутреннего комфорта. Именно среди лиц среднего класса достаточно много людей, обладающих высоким уровнем образования и хорошими интеллектуальными способностями. Значит, - склонны считать западные психологи, - их мечты и жизненные планы могли быть в юности столь значительными, что воплотить их в реальность – сложная задача. Оценивая достигнутое, человеку свойственно идеализировать возможность, в качестве же способа достижения подразумевая раскрытие способностей, как условие успешности личности.
В отечественной психологии отдельные авторы признают наличие кризиса 40 лет. Именно в это время считают B.C. Братусь, В.И. Слободчиков и Г.А. Цукерман изменяется система отношений и образ-Я, Г.С. Абрамова, B.C. Братусь, Б. Ливехуд. Г. Шихи отмечают появление нового чувства времени и происходящие серьёзные изменения в семейной, социальной и профессиональной сферах. Однако, как считает К.Н. Поливанова, «достоверных экспериментальных данных на этот счет не существует» [1, с.249]. Однако, не вызывает сомнения, что социальная действительность способна предопределить специфику переживания человеком кризиса середины жизни.
Реалии современной российской действительности – это олигархический капитализм, для которого характерно слияние власти и богатства, их взаимопроникновение. Наиболее печальным свидетельством либеральных реформ в России является снижение уровня развития человеческого потенциала. Он измеряется тремя основными показателями: уровнем жизни, предстоящей продолжительностью жизни, уровнем образования – оценивается в диапазоне от ноля до единицы. С индексом развития человеческого потенциала 0,842 СССР занимал 20-е место в мире. Сегодня этот индекс составляет 0,802 – Россия занимает 67-е место. Доля ВВП, направленная на развитие человеческого потенциала, в нашем государстве в 1,5 – 2 раза меньше, чем в развитых странах. Расходы на здравоохранение составляют 5,6% от ВВП, что в 1,5 раза меньше, чем в Швеции, в 2 раза меньше, чем в Германии, в 3 раза меньше, чем в США. Результатом либеральных реформ стало разрушение советской системы среднего и высшего образования. Именно система высшего образования обеспечивала стране статус второй сверхдержавы мира. Теперь её место занимает новая парадигма образования, представленная в болонской концепции. По сути, сломан механизм воспроизводства той культуры образования, который обеспечивал личности возможность не только сохранения социально-активной позиции в обществе до выхода на пенсию, но и ощущение психологического комфорта вследствие реальной востребованности в социуме. В новых социальных условиях ответственность за успешность личности на протяжении жизни легла, в первую очередь, на самого человека, только готов ли он к такой ответственности.
Итак, если кризис середины жизни – это реальность, то степень выраженности данного кризиса у каждого отдельно взятого человека зависит от тех личностно значимых мотивов, или потребностей, которые он определил для себя как ведущие, во-первых, и собранных в течение прожитых лет компонентов мудрости, во-вторых. В данном случае мудрость – это экспертная система знаний, ориентированная на практическую сторону жизни и позволяющая выносить взвешенное суждение и давать полезные советы по жизненно важным вопросам. Конкретизируем наши слагаемые.
Накопление знаний о трех важных системах человеческих мотивов – мотив достижений, мотив власти и мотив быть с другим человеком или аффилиации позволяют прогнозировать выбор или тенденцию поведения. Значительный вклад в разработку данной проблемы был сделан К.Левиным, Дж. Аткинсоном, Д. Макклелландом и др. В частности Дж. Аткинсон предложил уточнить роль мотива в создании оригинальной модели действия или поступка, что позволило его последователям предложить внешнюю и внутреннюю доминанту. Ввиду многозначности термина «мотив», который может быть ассоциирован со всем набором детерминант, как внешних, так и внутренних, ввел понятие состояние мотивации [3]. Данная позиция перекликается с исследованиями А.Н. Леонтьева, когда он предложил рассматривать ведущий мотив как особую смыслообразующую функцию, которая придает деятельности, действиям, целям и условиям деятельности определенный личностный смысл. Личность способна не только осознавать формирующиеся ведущие мотивы, но и формировать ведущие мотивы в контексте определенной ситуации и деятельности. Так на основе собственного понимания актуальности и значимости потребностей деятельность наделяется определенным смыслом, что позволяет затем её интерпретировать.
Исследования в этой области позволили сделать также еще ряд значимых открытий. Как видно из исследований В.Н. Кунициной, кризис середины жизни по-разному затрагивает людей с различными жизненными мотивами. Люди, ведомые в жизни мотивом власти, всегда в этом возрасте находят сферу для реализации своих целей. «Ведь поколение 40-летних становится авторитетом как для тех, кто моложе, так и для тех, кто старше их по возрасту. Вот почему именно эту возрастную категорию иначе называют поколением руководителей» [3, с.503].
Понимая под мотивом власти, стремление человека проводить свою волю вопреки сопротивлению других людей, тем самым проявлять свое могущество в действии, реализуя при этом потребность чувствовать себя сильным, позволяет усомниться, что задача возраста будет решена, а не отложена в ближайшее будущее, когда реально здоровье и социальное окружение не актуализируют её вновь. Утверждать, что кризис середины жизни категорией людей с ведущим мотивом власти пройден успешно, не представляется возможным. Ведь он просто отложен, хотя именно мотив власти порождает такой феномен, как алкоголизм. Итак, в данном случае не происходит осмысления задач возраста, а используемые защитные механизмы срабатывают по аналогии.
Категория лиц, мотивированных на достижение оказывается в более сложном положении и гораздо острее переживает кризис середины взрослой жизни, считает В.Н. Куницина. Возможно, это обусловлено тем, что мотив достижения, по определению Дж. Аткинсона - это «способность испытывать гордость за достигнутое, которая придает человеку уверенность в собственных силах»[3, с.491].
Действительно, особенностью людей с выраженным мотивом успешности деятельности является высокая самооценка в сочетании с твердой уверенностью в своем обаянии. В случаях резкого изменения социальной и жизненной ситуаций в сторону неуспешности уровень самооценки изменяется тем сильнее, чем продолжительнее является полоса неудач. Это обстоятельство связано с тем, что ситуация достижения, имеющая временную протяженность и складывающаяся из отдельных результатов, оценивается человеком с точки зрения достижения общей конечной цели. Достигнутое же к середине жизни, то есть к 40-45 годам, является тем протяженным результатом, который рассматривается человеком как определенный уровень его жизненных достижений. Чем ниже оказывается достигнутое, по сравнению с уровнем притязаний и желаемым в период ранней взрослости, тем сильнее ощущается неудача, снижается самооценка и уровень притязаний, обостряя кризис возраста даже на фоне внешне планомерного жизненного пути.
С другой стороны, мотивация достижения дает человеку силы справиться с трудностями в жизни, поскольку люди, имеющие высокий уровень потребности в достижениях, обладают и соответствующими личностными особенностями, как неудовлетворенность достигнутым, склонность сильно увлекаться работой, потребность изобретать новые приемы работы в исполнении самых обычных дел. Именно такое отношение к делу позволяет человеку, обратившись к целям, вновь обрести осмысленность своей жизни.

Список литературы

1. Поливанова, Н.К. Возрастные кризисы / Н.К,Поливанова. // Большой психологический словарь/ под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. – СПб.: Прайм- Еврознак,2006.
2. Макклелланд, Д. Мотивация человека/ Д.Макклелланд. – СПб.: Питер, 2007.
3. Психология человека от рождения до смерти./ Под ред. А.А. Реана – СПб.: Прайм- Еврознак, 2002. – 656 с.

 
Категория: Психология и педагогика
Просмотров: 6123 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0