Четверг, 24.08.2017, 12:47       Приветствую Вас Гость | Вход  

В разделе
История [1]
Маркетинг [2]
Менеджмент [4]
Политология [7]
Психология и педагогика [13]
Социология [10]
Управление персоналом [0]
Управление предприятием [5]
Филология и лингвистика [5]
Философия [4]
Экономика [54]
Юриспруденция [10]

Интернет - конференции » Каталог конференций » Архив статей » Юриспруденция

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. ОБРАЗОВАНИЕ

Ивентьев С.И.
Российская Федерация, г.Казань
В статье раскрываются значимость права человека на духовное образование, которое относится к четвёртому поколению прав, и пути решения возникших проблем в системе российского образования.

В конце ХХ века в России было открыто четвёртое поколение прав – духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина, которые провозгласили и провозглашают духовно-нравственные ценности личности [1,2,3,6].
Как отмечает Е.Л.Русакова, с философской точки зрения права человека – это универсальные моральные права [10].
С учётом открытия совсем нового поколения прав, предметом нашего рассмотрения являются духовно-нравственные права и свободы человека, которые непосредственно были отражены в основных источниках международного и российского права.
Во Всеобщей декларации прав человека (статья 26), Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статьи 13 и 14), Конвенции о правах ребёнка (статьи 28 и 29) и Конституции РФ (статья 43) закреплено право каждого человека на образование.
В юридической науке право на образование относят ко «второму поколению прав» [4,5,8]. Непосредственно к духовно-нравственным правам и свободам человека, которые, по нашему мнению, были закреплены в международном и российском праве, следует отнести право человека на духовное образование, направленное на глубокое изучение религии, морали и этики. В свою очередь, светское образование следует отнести к социальным правам и свободам человека и гражданина (второму поколению прав человека).
Образование - это целенаправленная познавательная деятельность человека по получению и совершенствованию знаний, умений и навыков.
Согласно пункту IV.6. Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека: «Уподобление Богу в добродетели является целью земной жизни человека. Образование – это не только средство для приобретения знаний или для введения человека в жизнь общества, но и воспитание личности в соответствии с замыслом Творца. Право на образование предполагает приобретение знаний с учетом культурных традиций общества и мировоззренческой позиции семьи и личности. В основе большинства культур мира лежит религия, поэтому всестороннее образование и воспитание человека должно включать в себя преподавание знаний о религии, создавшей ту культуру, в которой этот человек живет. При этом должна уважаться свобода совести» [7].
Важность процесса образования заключена в том, что через него происходит передача от поколения к поколению знаний, информации о духовном и материальном мирах, Божественных и духовно-нравственных ценностях человеческой цивилизации и Вселенной.
Академик И.И.Юзвишин указывает, что «Благодаря информации появилась Вселенная – возникли галактики, планеты, земля и жизнь на ней – постуляция не требует доказательств», «Слово – это Информация и Информация – вездесущая. Бог – это информация и Информация – это Бог вездесущий. Информация – это Вселенная и Вселенная – это Информация вакуумная, материализованная и дематериализованная» [14].
Передаваемая информация может по-разному влиять на человека. Передача отрицательных образов (информации) негативно воздействует на человека, приводит к появлению различных заболеваний. Обратным эффектом обладает положительная информация или образ. Примером может служить действие молитвы и икон.
По указанным выше причинам система образования и воспитания, средства передачи информации (книга, кино, средства массовой информации и т.д.) имеют важное значение в формировании личности.
Человеку принадлежат материальные и неимущественные (Божественные, духовные и моральные) блага [3,6].
Духовно-нравственные ценности человечества базируются на нормах морали (нравственности) и религии, которые затрагивают фактически все сферы жизнедеятельности человека (духовную и интеллектуальную) [9].
В настоящее время человечество всё больше обращается к проблемам образования, его развития и совершенствования. Современное развитие науки и техники перед человечеством ставит задачу по повышению эффективности образования.
Российская национальная система образования состоит из духовного и светского образования. Как указывает Н.А.Лобанов, объектом воздействия и светского, и духовного образований является человек как неделимая духовная сущность. Духовное образование направлено на духовное и нравственное развитие человека, а светское образование – материалистическое развитие человека.
Духовное образование базируется на религии, морали и нравственности, которые являются высокоэнергетическим структурами [11]. В свою очередь, основу светского образования составляет наука.
В отличие от науки, мораль и нравственность, в первую очередь, защищают не тело человека, а Любовь и человеческую душу [11].
Российское светское образование находится в глубоком кризисе, связанного с резким снижением материальной базы образовательных учреждений и отсутствием конкретных целей и содержания самого образования, утратой системой образования духовно-нравственных ценностей. Духовное и светское образование разобщены по причине отделения государства от религии. Государство, отделив себя от религии, фактически отказалось заниматься вопросами духовного и нравственного образования и развития человека [1,2].
В основу своего существования государство поставило науку и нормы права, которым чужды мораль и религия. При этом государство духовное и нравственное развитие человека возложило на религиозные объединения и самого человека, не определив на государственном уровне духовно-нравственные ценности и приоритеты человека, общества и государства в области духовного и нравственного развития. Государство, основываясь на научных достижениях, провозгласило и активно занимается только улучшением материального благосостояния страны. На этом фоне мы наблюдаем конфликт права и морали, государства и религии [1,2].
Между духовным и светским образованием существует большая пропасть. Многие преподаватели светских учреждений далеки от основ духовного образования. Преподаватели духовных учреждений не допускаются до преподавания светских и духовных дисциплин.
Духовное образование и государственное образование не могут существовать раздельно по причине неправильного осознания человеческих ценностей и идеалов, неравномерного духовно-нравственного и физического развития человека. Фундаментом развития человека являются Божественные и духовно-нравственные ценности, которые должны быть поставлены в основу международной и национальной системы образования.
Как справедливо указывает Г.Н.Манов, «история показывает, что государственное разрушение религии неизбежно влечет за собой нравственную деградацию общества…, ибо, в конечном счете, и право и религия призваны закреплять и утверждать нравственные ценности, в этом основа их взаимодействия» [12].
По нашему мнению, указанные проблемы системы образования можно решить через интеграцию духовного и светского образования, формирование высоких духовных запросов, определения на государственном уровне приоритетов человека, общества и государства в области духовного и нравственного образования и развития.
Возникшие проблемы системы образования и воспитания попытались на теоретическом уровне решить Галицкая И.А., к.ф.н., Метлик И.В., д.п.н., в своей работе «К вопросу об использовании понятия «духовно-нравственное воспитание» в педагогике, современной теории и практике воспитания» [13], которые постарались всесторонне рассмотреть возникшие вопросы, несмотря на непонимание некоторых духовно-нравственных аспектов.
Во всех сферах жизнедеятельности человека, как отмечал Д.Л.Андреев [9], наблюдаются два рада различных явлений: духовный и интеллектуальный. Почти вся область науки и тем более техники принадлежит ко второму ряду; в него также входят философские (кроме духовной философии), правовые, эстетические и моральные построения. Сюда же относятся общественные объединения с различными организационно-правовыми формами, кроме религиозных, политические программы и партии, экономическая и социальная деятельность, даже искусство и художественная литература. Духовный же ряд состоит из человеческих проявлений. Сюда полностью относятся области религии, спиритуалистической или духовной Философии, метаистории, магии, высокой этики или нравственности и наиболее глубокие творения литературы, музыки, пространственных искусств, отражающих сферы духовных материй только светлых проявлений.
Как указывалось выше, духовно-нравственные ценности человечества базируются на нормах морали (нравственности) и религии.
Из изложенного следует, что авторы Галицкая И.А., Метлик И.В. ошибочно включают в сферу духовной жизни общества идеологию, науку и светское образование, художественную культуру и современное искусство, что приводит к размытому и неполному пониманию понятия «духовно-нравственное воспитание».
В России государство отделено от религии. По указанной причине на уровне государства отсутствует такое понятие, как «духовно-нравственное воспитание». Неудивительно, что авторы статьи не понимают позицию Минобрнауки России, изложенную в марте 2009г. в проекте Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Наличие свободы выбора у школьников и студентов, которые находятся под влиянием атеистической идеологии государства, не говорит о целостном духовно-нравственном воспитании. Следует обратить особое внимание на то, что право выбора относится к духовно-нравственным правам и свободам человека и гражданина (четвёртому поколению прав).
«Двойная система» духовно-нравственного воспитания не может в полном объёме восполнить существующий в системе образования духовный вакуум, так как отсутствует сбалансированная система образования с элементами духовного и светского воспитания и образования. В данном случае факультативное преподавание духовных дисциплин не будет носить ожидаемый положительный эффект.
Критическое отношение авторов Галицкой И.А., Метлик И.В. к нивелированию религии и культуры народов России не говорит о том, что это невозможно осуществить при сохранении самобытности народов и наций. Примером нивелирования могут служить «двойная система» духовно-нравственного воспитания, общепризнанные международным сообществом нормы морали, которые почему-то не вводят людей в мировоззренческую дезориентацию.
Введение в педагогику не только понятия «духовно-нравственное воспитание», но и в практику его составных элементов, позволит улучшить и обогатить систему образования, а также понять духовно-нравственные ценности человека.
ФОС общего и других форм образования не должны противоречить и нарушать Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина, на которые в настоящее время обращено пристальное внимание общества [1,2,3].

Список литературы

1. Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина//Актуальные проблемы права на современном этапе развития российской государственности: материалы Всероссийской научно-практической конференции (25-26 марта 2010г.).Ч.1.-Уфа: РИЦ БашГУ.2010.с.94-97.
2. Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина//Ежемесячный научный журнал «Дискуссия», № 2 февраль 2010г., с.92-93.
3. Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина. Казань, 1999. http://iventev.narod.ru/. с.5-6.
4. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. –М.: Юристъ. 1996. с.399-400.
5. Права человека. Учебник для вузов//Под ред.Лукашева Е.А. – М.: Издательство НОРМА. 2010. с.136-139.
6. Ивентьев С.И. Четвёртое и пятое поколение прав человека. Март 2010. http://cprsob.clan.su/load/konferencija.
7. Основы учения РПЦ о достоинстве, свободе и правах человека. 27 июня 2008г. http://www.pravmir.ru./
8. Бахин С.В. О классификации прав человека, провозглашённых в международных соглашениях//Правоведение. 1991. № 2, с.43.
9. Андреев Д.Л. Собрание сочинений. Т.2. М.: Московский рабочий: Присцельс. 1995. с.446.
10. Русакова Е.М. Из опыта преподавания прав человека в начальной и средней школе//Сборник методических материалов М., 1999.
11. Лазарев С.Н.Диагностика Кармы. Преодоление чувственного счастья.- СПб., 2001. с.236.
12. Манов Г.Н. Теория права и государства. -М.: Изд.Бек,1995., с.128.
13. Галицкая И.А., Метлик И.В. К вопросу об использовании понятия «духовно-нравственное воспитание» в педагогике, современной теории и практике воспитания. http://www.oodvrs.ru/.

 
Категория: Юриспруденция
Просмотров: 7292 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 3
3  
В России государство отделено от религии. ??? См. конституцию !
Автору - прежде чем писать статьи , изучите вначале законодательство государства, в котором вы живете, тогда не будете попадать в глупое положение и читать такие отзывы на свои сочинения

2  
Уважаемый Ивентьев Сергей Иванович, в вашей декларации есть одна неувязочка, а именно: документ нарушает право человека на свободу совести, вы навязываете данную веру людям.
Смысл права убеждения состоит в том, что государство или иные лица не имеют право навязывать человеку своего взгляда.

1  
Критическое отношение авторов Галицкой И.А., Метлик И.В. к нивелированию религии и культуры народов России не говорит о том, что это невозможно осуществить при сохранении самобытности народов и наций. Примером нивелирования могут служить «двойная система» духовно-нравственного воспитания, общепризнанные международным сообществом нормы морали, которые почему-то не вводят людей в мировоззренческую дезориентацию.
Введение в педагогику не только понятия «духовно-нравственное воспитание», но и в практику его составных элементов, позволит улучшить и обогатить систему образования, а также понять духовно-нравственные ценности человека.
ФОС общего и других форм образования не должны противоречить и нарушать Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина, на которые в настоящее время обращено пристальное внимание общества [1,2,3]. "

Итог статьи антинаучен и это точно надо на другой ресурс переводить - это касается другой науки. Я сейчас даю УДК по этой теме:

код УДК описание примечания
21 Естественное богословие. Внеконфессиональная теодицея
22 Библия
23/28 Христианство
23 Догматическое богословие
24 Практическое богословие
25 Пастырское богословие. Благочестие
26 Христианская церковь в целом
27 История христианской церкви в целом
28 Христианские церкви, общины и секты
29 Нехристианские религии