Четверг, 24.08.2017, 12:56       Приветствую Вас Гость | Вход  

В разделе
История [1]
Маркетинг [2]
Менеджмент [4]
Политология [7]
Психология и педагогика [13]
Социология [10]
Управление персоналом [0]
Управление предприятием [5]
Филология и лингвистика [5]
Философия [4]
Экономика [54]
Юриспруденция [10]

Интернет - конференции » Каталог конференций » Архив статей » Экономика

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОГО КОМПЛЕКСА РФ

Андреев О.С.
Самарская государственная академия управления, Самара

В статье рассматриваются основные аспекты государственного регулирования инновационной системы в рамках минерально-сырьевого комплекса России. Автор проанализировал инновационную политику страны, а также уделил достаточно внимания энергетической безопасности России.

В области минерального сырья и недропользования выделяют такие принципы, как:
- управление развитием и использованием минерально-сырьевого комплекса страны в соответствии с долгосрочной государственной стратегией, среднесрочными и текущими программами изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы, на основе долгосрочного (25-50 лет) прогнозирования уровней потребления основных видов минерального сырья;
- формирование балансов потребления и производства минерального сырья;
- совершенствование налогового законодательства в направлении, обеспечивающем функционирование минерально-сырьевого комплекса РФ в условиях обостряющейся конкуренции на мировых рынках минерального сырья, справедливое распределение индивидуальных возможностей каждого месторождения между государством и недропользователем;
- разработка комплекса внешнеполитических, экономических мер и создание условий для обеспечения доступа компаний к недрам государств-продуцентов минерального сырья;
- создание систем долгосрочного (25-50 лет) прогнозирования уровней потребления основных видов минерального сырья.
С учетом достижения качественно нового состояния МСК государственная инновационная политика должна осуществляться на следующих принципах:
- последовательность действий государства по реализации важнейших стратегических ориентиров развития МСК;
- заинтересованность в создании устойчивых, развивающихся и готовых к конструктивному диалогу с государством сырьевых компаний;
- обоснованность и предсказуемость государственного регулирования, направленного на стимулирование частной предпринимательской инициативы в области реализации целей государственной инновационной политики в МСК.
Достижение указанных ориентиров, повышение управляемости процессом развития инновационной системы МСК требуют формирования основных составляющих государственной инновационной политики.
К числу таких составляющих относятся, прежде всего, рациональное недропользование, развитие внутренних рынков инновационных сырьевых продуктов, региональная и внешняя инновационная политика, социальная, научно-техническая и инновационная политика в сырьевом секторе. Главным инструментом осуществления указанной политики может явиться комплекс мер экономического регулирования: ценового (тарифного), налогового, таможенного и антимонопольного. Создание непротиворечивой и гибкой системы экономического регулирования относится к числу важнейших предпосылок экономической эффективности инновационной политики. При проведении инновационной политики государство должно в полной мере использовать свои права собственника недр и активов в МСК. Для повышения эффективности этого процесса могут быть предусмотрены дальнейшая реструктуризация и акционирование государственной собственности в данной сфере с сосредоточением ее преимущественно в системообразующих секторах МСК (транспортная инфраструктура) и объектах повышенной опасности (атомная энергетика) с возможной приватизацией других активов, не находящихся под действенным контролем государства. Основой реализации инновационной политики государства должна быть постоянно развивающаяся нормативно-правовая база. Её совершенствование пойдет по пути дальнейшего формирования законодательства, обеспечивающего стабильность, полноту и непротиворечивость нормативно-правового поля этой важнейшей сферы жизнедеятельности общества. В результате реализации предусмотренных мер сформируются эффективно развивающийся МСК и сырьевой рынок, удовлетворяющие потребности растущей экономики в энергоресурсах, интегрирующиеся с мировыми рынками.
Важным и необходимым первостепенным элементом государственной инновационной политики в МСК является соблюдение принципов экономической безопасности, которая в первую очередь подразумевает инновационную эффективность, включающую энергетическую безопасность инновационных проектов, их экономическую эффективность и экологическую безопасность [1].
Энергетическая безопасность как важнейшая составляющая национальной безопасности РФ является весьма значимым элементом инновационной системы недропользования. Обеспечение национальной безопасности – одна из основных задач инновационной политики. Энергетическая безопасность инновационной системы недропользования – это состояние защищённости страны, её граждан, общества, государства, экономики и самого МСК от угроз надёжному топливо- и энергообеспечению. Эти угрозы определяются как внешними (геополитическими, макроэкономическими, конъюнктурными) факторами, так и собственно состоянием и функционированием инновационной системы минерально-сырьевого комплекса страны. Указанные факторы, сдерживающие развитие инновационной системы МСК, являются одновременно источником угроз энергетической безопасности РФ.
На современном этапе экономика РФ характеризуется высокой энергоёмкостью, в 2-3 раза превышающей удельную энергоёмкость экономики развитых стран. Причинами такого положения, кроме специфических климатических условий и территориальных факторов, являются сформировавшаяся в течение длительного периода времени структура промышленного производства и нарастающая технологическая отсталость энергоёмких отраслей промышленности и жилищно-коммунального хозяйства, а также недооценка стоимости ресурсов, не стимулирующая сбережение. Повышение эффективности инновационной системы недропользования предопределит долгосрочные перспективы развития не только добывающего сектора, но и экономики в целом. Ориентация экономики на энергоёмкий рост угрожает консервацией технологической отсталости и опережающим ростом внутреннего спроса на ресурсы, в результате которого даже при достижении максимальных технически реализуемых показателей роста их производства спрос на них сможет быть обеспечен путём расширения импорта или (и) ограничения экспорта. Поэтому целью политики государства в данной сфере является жесткое и безусловное достижение намеченных стратегических ориентиров роста эффективности с использованием широкого спектра стимулирующих потребителей ресурсов мер.
Необходимо стимулировать переход на энергосберегающие технологии. Следует предпринять комплекс мер по снижению уровня энергоемкости ВВП путем реализации целенаправленной энергосберегающей политики [2].
Сырьевой сектор связан сложными и разнообразными взаимоотношениями с государственным бюджетом, являясь основным источником формирования его доходной части и получателем государственных средств, оказывая влияние на формирование и исполнение бюджетов всех уровней. Обеспечение эффективности указанных взаимоотношений является важнейшей государственной задачей и основной целью политики, направленной на достижение бюджетной эффективности инновационной системы минерально-сырьевого комплекса.
Государственная поддержка должна быть направлена, прежде всего, на стимулирование экономической мотивации частных инвестиций, её характер будет различаться в зависимости от отраслевой специфики. Прямая поддержка в виде финансирования из бюджетов всех уровней будет осуществляться в соответствии с проектами, имеющими стратегическое значение или высокую социальную значимость. Несмотря на ограничение прямого бюджетного финансирования, государственная поддержка инвестиций в инновационную систему МСК отнюдь не предусматривает отказа от инвестиций, осуществляемых под контролем государства.
Повышение конкурентоспособности инновационной продукции предприятий МСК приведет к росту спроса на их продукцию, росту доходов, формированию источников для активизации инновационной деятельности и модернизации производства и в конечном счёте к существенному увеличению доходной части бюджетов. Государственная поддержка инновационной системы МСК может осуществляться путём субсидирования процентных ставок по кредитам, привлекаемым для финансирования отдельных мероприятий целевых программ.
Функционирование и развитие инновационной системы МСК наталкиваются на ряд экологических проблем, угрожающих стать в последующие годы все более острыми, поскольку МСК является одним из основных источников загрязнения окружающей природной среды. Одной из крупнейших экологических проблем в МСК, особенно острой для традиционных нефтедобывающих регионов, является загрязнение природной среды нефтью и нефтепродуктами. Темпы утилизации отходов остаются низкими, планы крупномасштабного использования отходов не реализуются. Серьезной проблемой является негативное воздействие деятельности предприятий МСК в добывающих и производящих регионах.
Современное состояние минерально-сырьевой базы РФ свидетельствует о необходимости дальнейшего развития инновационной системы недропользования, включая преобразование недостаточно эффективной системы управления государственным фондом недр, а также о необходимости внесения принципиальных изменений в сформировавшиеся механизмы воспроизводства сырьевой базы углеводородов, которые недостаточно учитывают экономико-правовую ситуацию, сложившуюся за последнее время. Существующая система государственного управления и контроля в области использования и воспроизводства стратегических видов сырья приводит к форсированной отработке лучших по качеству запасов, низким темпам ввода новых месторождений, нарушениям проектов разработки осваиваемых месторождений, недостаточным темпам подготовки запасов и другим негативным тенденциям, снижающим эффективность инновационной системы МСК РФ. Основной целью государственной инновационной политики в области недропользования и управления государственным фондом недр, осуществляемой в соответствии с принципами и положениями государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования должно явиться обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы углеводородных и других видов минерально-сырьевых ресурсов и рациональное использование недр РФ для обеспечения устойчивого экономического развития государства.
Для достижения указанной цели необходимо:
• совершенствование и координация управления развитием минерально-сырьевой базы РФ на основе средне- и долгосрочных программ изучения недр с учётом прогнозируемых уровней потребления сырьевых ресурсов;
• стратегическое планирование развития инновационной системы минерально-сырьевого комплекса РФ, его основных регулирующих и контрольных функций, чёткое разграничение исполнительно-распорядительных функций в вопросах государственного регулирования отношений недропользования;
• совершенствование законодательства России о недрах, предусматривающего возможность предоставления права пользования участками недр как на административной, так и на гражданско-правовой основе;
• разработка и реализация программ предоставления в пользование участков недр и расширение практики проведения открытых аукционов на право пользования недрами, в том числе с выдачей совмещенных лицензий на поиск (разведку) и разработку запасов;
• создание недропользователям надёжных правовых условий для принятия ими долгосрочных инвестиционных решений по разработке уникальных углеводородных месторождений и строительству транспортных систем для их освоения и эксплуатации;
• обеспечение наиболее полного извлечения углеводородного сырья, использование новой техники и технологий, повышающих конечную нефтеотдачу пластов;
• ведение разработки месторождений полезных ископаемых только в соответствии с утвержденными проектными технологическими документами на разработку при условии обязательного выполнения проектных решений;
• усиление контроля за эффективной разработкой запасов России и обеспечением их рационального освоения в течение длительного периода времени.

Список литературы

1. Монастырный Е.А., Грик Я.Н. Открытые инновации как механизм управления инновационном развитием экономики России // Инновации. – 2010. - №7. – С. 25-30.
2. Спицын В.В. Россия в формирующейся международной системе открытых инноваций: возможности и угрозы // Инновации. – 2010. - №7. – С. 21-24.
 
Категория: Экономика
Просмотров: 3283 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0