Вторник, 27.06.2017, 07:46       Приветствую Вас Гость | Вход  

В разделе
История [1]
Маркетинг [2]
Менеджмент [4]
Политология [7]
Психология и педагогика [13]
Социология [10]
Управление персоналом [0]
Управление предприятием [5]
Филология и лингвистика [5]
Философия [4]
Экономика [54]
Юриспруденция [10]

Интернет - конференции » Каталог конференций » Архив статей » Экономика

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ИННОВАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Сураева М.О.
Самарский государственный экономический университет, Самара

В статье рассматриваются подходы к модернизации и инновационному развитию железнодорожного транспорта России. Автор уделяет серьезное внимание стратегическому управлению в аспекте инновационного развития железнодорожного транспорта

Эффективное управление инновационными процессами на железнодорожном транспорте в современных условиях невозможно без оценки связей между различными факторами и результативными показателями, выявления их тенденций и разработки экономических нормативов и прогнозов развития.
Поиск инновационных возможностей и формирование их эффективных комбинаций для железнодорожного транспорта сводится к выбору и реализации конкретного инновационного проекта, который представляет собой сложную систему взаимообусловленных и взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение целей. Применение методики проектного управления на железнодорожном транспорте послужит наиболее эффективным подходом к оптимизации процессов реализации инновационных проектов. При этом возможность повышения эффективности работ и необходимых результатов будут достигнуты с наименьшими затратами.
Железнодорожный транспорт - это инфраструктура, включающая магистральные и станционные пути, объекты электроснабжения, сигнализации и связи, здания, сооружения и другие объекты, необходимые для его деятельности.
В последние годы произошли крупные изменения в технике, методах эксплуатации и экономике железнодорожного пассажирского транспорта в целом. Повышаются скорости движения, удлиняются плечи обслуживания локомотивов, вводятся в эксплуатацию новые железнодорожные линии, а также поезда [4].
Рассматриваемая отрасль - одна из самых техногенных в экономике. Тем большее значение в ее работе имеет инновационная политика. Сегодня с учетом новых экономических и технических реалий именно новые подходы к выработке и реализации инновационной стратегии должны обеспечить устойчивый рост технической и технологической базы отрасли и, как следствие, ее развитие в целом.
Современный этап характеризуется сложным состоянием материально-технической базы отрасли, резким увеличением затрат на энергоресурсы в себестоимости транспортной продукции, адаптацией железнодорожного комплекса к работе в новых политических и экономических условиях, обострением общей экологической ситуации с активизацией мер и работ, направленных на защиту окружающей среды.
Основные задачи железнодорожного транспорта - своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей в услугах перевозки пассажиров и грузов, повышение эффективности и качества работы всех звеньев транспортной системы.
Инновационное развитие железнодорожного транспорта должно происходить в соответствии с всесторонним комплексным планом, в котором четко определены стратегия, цели отрасли и способы их достижения. Это определило возникновение ряда существенных проблем на пути инновационного развития, среди которых можно выделить следующие:
- недостаток свободных собственных денежных средств;
- большой срок окупаемости инвестиций;
- большой износ основных средств.
Все эти обстоятельства в совокупности снижают эффективность функционирования железнодорожного пассажирского транспорта [3].
Очевидно, что коренное улучшение управления инновационным развитием должно базироваться на всестороннем учете отечественного и зарубежного опыта. Любое существенное изменение в динамике основных показателей железнодорожного транспорта требует корректировки разработанных программ развития.
Таким образом, для обеспечения жизнеспособности железнодорожного бизнеса, необходимо рекомендовать:
- маркетинговую стратегию – совершенствование собственных услуг;
- в качестве базовой инновационной стратегии – защитную, то есть обеспечить соответствие активов отрасли росту объемов производства (перевозок), а также удержанию и расширению рыночной доли;
- в качестве функциональной стратегии в производственной сфере осуществить техническое перевооружение производственной системы в целях обеспечения качественного роста объемов производства.
Чтобы реализовать функциональную стратегическую программу, следует осуществить:
- комплексное обновление технической базы за счет обновления технологической оснастки:
- модернизацию действующего оборудования и механизмов;
- реконструкцию основных фондов с внедрением новых технологий.
В отрасли необходимо разработать новые нормы расхода материалов и запчастей в целях снижения ремонтной составляющей в общей себестоимости перевозок; осуществить модернизацию и обновление существующего подвижного состава; применять импортозаменяющие технологии. Одним из решений этих проблемы является отказ от закупа части номенклатуры материалов в ближнем и дальнем зарубежье для того, чтобы разместить заказы на их изготовление на собственных производственных мощностях и на отечественных заводах.
Степень эффективности управления инновационным развитием на железнодорожном транспорте в основном минимальна, лишь коэффициент инновационной деятельности приближен к максимальной величине. Немаловажное значение здесь имеет то, что большую роль в обеспечении достоверности получаемых данных в процессе модельного анализа играет социально-экономический мониторинг, цель которого состоит в получении и обработке упреждающей информации о состоянии железнодорожного транспорта и тенденциях его развития. Поэтому целесообразно на макроуровне создать фонд методов управления, включающий то, что, с одной стороны, максимально соответствует условиям и факторам его функционирования и развития, а с другой – учитывает специфические проблемы, которые необходимо решать в процессе реструктуризации отрасли.
Эффективное функционирование железнодорожного транспорта предполагает постоянный анализ эффективности работы всех его хозяйственных и управленческих звеньев, а также оценку результатов их деятельности, оптимизацию управленческих структур в соответствии с целями предприятия.
Очередной пересмотр управленческих постулатов на железнодорожном транспорте начался с поиска путей разрешения ряда противоречий, особенно обострившихся в период реформирования отрасли.
Для повышения конкурентоспособности и устойчивого экономического, а также технологического роста решающее значение для развития железнодорожной отрасли приобрели:
- точное определение ключевых ориентиров и выбор направлений в хозяйственной и технической политике;
- выбор стратегии инновационного развития и концентрация ресурсов;
- совершенствование организационной структуры.
Разработка программ социально-экономического и технического развития отрасли, отдельных ее сфер деятельности является начальным этапом в организации регулирования экономики железнодорожного транспорта. При этом требуется огромная работа по реализации намеченных целей и поиску реальных средств и возможностей для их осуществления. Как правило, участников реализации подобных программ большое количество, что требует соответствующей координации и согласованности их действий. Частое невыполнение поручений приводит не только к нарушению сроков реализации программ, но и к их срыву [2].
Фундаментальными проблемами для управления инновационным развитием на железнодорожном транспорте являются неопределенность и многообразие целей. Это ведет к недостаточно проработанной стратегии организации и способам, с помощью которых отрасль может адаптироваться к изменяющимся условиям внешнего окружения. Слабая структура ответственности усугубляет ситуацию и нередко означает, что менеджеры-управляющие железнодорожного транспорта не несут ответственности за свои действия. Отсутствие надлежащего оценочного критерия их деятельности или невозможность их применения вследствие общего характера приводит к относительной утрате заинтересованности в сопоставлении и улучшении деятельности.
На деятельность предприятий железнодорожного пассажирского транспорта могут воздействовать специфические факторы макросреды. Изменения макросреды влияют на стратегические позиции предприятия на рынке железнодорожных услуг, действуя на элементы микросреды.
Поэтому целью анализа макросреды является отслеживание (мониторинг) и анализ тенденций и событий, неподконтрольных предприятию, которые могут повлиять на потенциальную эффективность его стратегии.
Для анализа и прогноза развития макросреды используются разнообразные методы: прогнозирование отдельных тенденций и событий, сценарный анализ, имитационное моделирование, факторный анализ; применяются также экспертные методы [1].
К сожалению, указанные методы пока не получили на практике широкого распространения по разным причинам, в том числе из-за отсутствия надежной информационной базы. Большое число заинтересованных в деятельности предприятий групп создает сложности в управлении, связанные с тем, что каждая группа использует собственные критерии оценки функционирования предприятия, оценивает деятельность управляющих с точки зрения своих интересов. В той степени, в которой заинтересованная группа не удовлетворена результатами работы предприятия, она будет оказывать давление на него в целях изменения ситуации.
В практической деятельности применяются различные методы реагирования на изменения факторов внешней среды. Наиболее распространенными среди них являются следующие подходы:
1. Реактивный стиль управления. Этот подход, предполагающий принятие управленческих мер после осуществления изменений, по-прежнему распространен на предприятиях железнодорожного пассажирского транспорта.
2. Расширение сфер деятельности или диверсификация производства и капитала как средство возможного уменьшения коммерческого риска при изменении факторов внешней среды.
3. Совершенствование организационной структуры управления для повышения его гибкости. При этом предприятие может создавать центры, стратегические единицы и другие гибкие структуры, ориентированные на достижение конечных результатов; стратегическое управление.
Задачи реформирования пассажирских перевозок, ориентированные на повышение общеэкономической эффективности, включают:
- финансовое и организационное отделение пассажирских перевозок от грузовых;
- достижение полной прозрачности финансовых потоков, сокращение убытков и уменьшение дотаций, усиление роли частного сектора;
- введение конкуренции в пассажирские перевозки.
Такие инновационные стратегии как атакующая и защитная создают особо сложные условия для проектного, фирменного и корпоративного управления. К ним относятся: повышение уровня неопределенности результатов, что заставляет развивать такую специфическую функцию как управление инновационными рисками; повышение инвестиционных рисков проектов, здесь перед управляющей системой данной организации появляется качественно новый объект управления; усиление потока изменений в организации в связи с инновационной реструктуризацией, усиление противоречий в руководстве организации.
Таким образом, мероприятия по инновационному развитию железнодорожного транспорта включают в себя основные этапы, ориентированные на достижение поставленных целей.

Список литературы

1. «О программе структурной реформы на железнодорожном транспорте», Постановление Правительства РФ от 18 мая 2001 г. № 384 (с изменениями от 20 декабря 2004 г.)
2. Privatization and Regulation of Transport Infrastructure: Guidelines for Policymakers and Regulators. / Ed. by A. Estache, G. de Rus. - Washington, B.C.: The World Bank, 2000. - P. 239.
3. Разделение функций эффективно при поддержке государства // Железные дороги мира. - 2001. - № 12. – С.45-49.
4. Шишков А.Д., Дмитриев В.А., Гусаков В.И. Организация, планирование и управление производством по ремонту подвижного состава: Учеб. для вузов. - М.: Транспорт, 2005. - 343 с.
 
Категория: Экономика
Просмотров: 8773 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0