Понедельник, 23.10.2017, 08:55       Приветствую Вас Гость | Вход  

В разделе
История [1]
Маркетинг [2]
Менеджмент [4]
Политология [7]
Психология и педагогика [13]
Социология [10]
Управление персоналом [0]
Управление предприятием [5]
Филология и лингвистика [5]
Философия [4]
Экономика [54]
Юриспруденция [10]

Интернет - конференции » Каталог конференций » Архив статей » Менеджмент

[ Скачать в формате Word (67.5Kb) ]

СИСТЕМНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Костюк Е.В.
Сибирская автомобильно-дорожная академия (ГОУ СИБАДИ), г. Омск
Рассматриваются системные составляющие малых предприятий в строительстве как вариант перспективного участия различных форм собст-венности и власти в реализации стратегической цели - ответственности всех уровней за создание благоприятных условий развития.

Переход российской экономики к рыночному способу ведения хо-зяйства ознаменовался повышенным спросом организаций всех форм собственности на инвестиции в основной капитал, что в свою очередь привело к оживлению деятельности организаций строительной индустрии. Данный процесс способствовал появлению малых предприятий в строительстве. По времени история малого предпринимательства в России насчитывает всего лишь порядка двадцати лет, но насыщенность пе-ременами очевидна.
Содержание учредительных документов малых предприятий вы-явило ряд особенностей. В 80-90 случаях из 100 создаются малые пред-приятия, основанные на частной или смешанной собственности. В начале 1990-х гг. малые предприятия образовывались чаще всего путём отделения от государственных предприятий-учредителей. В 1991 г. малые предприятия создавались, как правило, в форме товариществ с ограни-ченной ответственностью. За первую половину 1991 г. многие коллективы реорганизовались в малые предприятия, основанные на частной соб-ственности. Реже встречаются малые предприятия семейного типа. Во многом это объясняется сложностью и высокой стоимостью аренды не-жилых помещений.
В ряде случаев местные власти выступают учредителями малых предприятий (иногда совместно с другими предприятиями). Их вклад как учредителей состоит, как правило, в предоставлении нежилых помещений на условиях аренды. В настоящее время вопрос развития сети малых предприятий как один из важнейших включен в программу демонополи-зации хозяйства страны. Здесь предусмотрено как принудительное, так и инициативное разукрупнение монопольных производств: выделение са-мостоятельных производственно-хозяйственных блоков; выделение малых и средних коллективов из состава крупных предприятий; создание неболь-ших дочерних предприятий по инициативе крупных предприятий.
Таким образом, малые предприятия могут образовываться, во-первых, выделением структурных единиц из состава объединений и пред-приятий, во-вторых, на акционерных началах. Развитие любой формы предпринимательства зависит от двух условий: внутренней экономической обстановки в стране в целом и в её регионах, во-первых, и способности конкретного предпринимателя использовать данные ему права для реали-зации своих хозяйственных целей, во-вторых. Перспектива малого пред-принимательства отражена и в названиях Федеральных законов. Формули-ровка названия закона в 1995 г. определяет роль государства, как – госу-дарственную поддержку малого предпринимательства, в то время как в 2009 г. акцентируется цель – развитие малого и среднего предпринима-тельства, причем в законе четко оговорена вертикаль участия власти и от-ветственности всех уровней за создание благоприятных условий развития. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федера-ции» с 1 января 2008 г. к субъектам малого и среднего предприниматель-ства относятся потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предпри-ятий), внесенные в единый государственный реестр юридических лиц, а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр ин-дивидуальных предпринимателей, и крестьянские (фермерские) хозяйства, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, соответствующие следующим условиям:
Структура уставного капитала: суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образова-ний, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном капитале не должна превышать 25 %, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являю-щимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов закрытых паевых инвестиционных фондов) [5].
Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней чис-ленности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: от ста одного до двухсот пятидесяти человек вклю-чительно для средних предприятий; до ста человек включительно для ма-лых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприя-тия - до пятнадцати человек.
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налогов на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествую-щий календарный год не должна превышать предельные значения, уста-новленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Предельные значения выручки, установленные Постановлением Правительства Российской Фе-дерации от 22.07.2008 г. №556 «О предельных значениях выручки от реа-лизации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»:
- для средних предприятий – 1000 млн. рублей;
- для малых предприятий – 400 млн. рублей;
- для микропредприятий – 60 млн. рублей.
В качестве основных целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации Федеральным законом рассматриваются:
1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в це-лях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федера-ции;
2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов ма-лого и среднего предпринимательства;
3) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости.
Итак, первые стадии развития организации характеризуются естест-венным стремлением людей овладеть секретами новой профессии, их стремление к самосовершенствованию и самореализации, т.е. перфекцио-нистскими мотивами. На стадии формализации управления все более зна-чимыми становятся материальные факторы труда (оплата труда, режим работы и т.п.). Безусловно, всегда существуют индивидуальные предпоч-тения субъектов – то, что важно для одного работника, может быть неак-туально для другого. Но при этом все же можно выделить социально-типические признаки: образование, стаж работы в организации, семейный стаж и другие, во многом определяющие установки сотрудников в разные периодов развития организации, при реализации разной кадровой полити-ки руководства. Не последнюю роль играет и внешняя среда – господ-ствующие в обществе ценности, стереотипы поведения, установки, крите-рии успешности деятельности, нормы референтных групп. Таким образом, можно выделить две группы детерминант совместной деятельности. Пер-вая группа связана с индивидуальной включенностью работника в дея-тельность (человека как личности, индивидуальности), а вторая – с его идентификацией с социальными группами (социальными нормами и др.).
В рамках региональных и муниципальных программ поддержки ма-лого бизнеса, например, «Развитие малого предпринимательства в Омской области на 2006-2008 годы», «Развитие субъектов малого и среднего пред-принимательства г. Омска на 2010-2015» проводятся работы в различных советах и комиссиях, участие сервисных организаций в разработке мест-ных законопроектов, связанных с малым бизнесом, организация круглых столов по проблемам предпринимательства и тому подобные работы, бла-годаря чему закрепляются новые направления совместной деятельности бизнеса и власти, планируется сотрудничество на перспективу.[1,2,3,4]
В целом по России развитие малого предпринимательства протекает не без трудностей. Омская область является регионом со средним уровнем развития малого предпринимательства. Численность хозяйствующих субъ-ектов, прошедших государственную регистрацию на 1 января 2008 г.в та-кой отрасли как строительство составил 3836 единиц, с процентной долей к общей численности предприятий Омской области – 8,8%, в то время как малых организаций в строительстве на данный же период зарегистрирова-но – 368 или 16,2 % по отношению ко всей численности малых организа-ций Омской области. Численность работавших в малых организациях на данный период составила 13317 человек или 17,2% к итогу всех занятых в малом предпринимательстве на 1 января 2008 г. Общий оборот на данный период составил 19865,8 млн. рублей, что соответствует 19% от оборота данной группы предприятий.
В целом тенденция развития малого предпринимательства за рас-сматриваемый период по аналогии, т.е. с выделением основных показате-лей деятельности за последние два десятилетия в строительстве может быть проиллюстрирована данными табл. 1.
Таблица 1
Численность строительных малых предприятий и их основные показатели деятельности по Омской области (% к итогу)

(см. таблицу во вложенном файле)

Некоторые регионы Российской Федерации, например Московская и Нижегородская области, проводят протекционистскую политику по отно-шению к малому предпринимательству, достигая высоких показателей его развития. Однако в целом по России развитие малого предпринимательст-ва протекает не без трудностей. Омская область не является исключением из имеющей место тенденции. Хотя на период 1995-2008 гг. количество малых предприятий увеличилось с 6519 до 16600 единиц, - приводит ста-тистику О.М.Рой, качество этого роста низкое, поскольку 89% организа-ций функционируют на территории областного центра, но при этом – большая часть малых предприятий сосредоточена в оптово-розничной тор-говле. Слабы позиции малого бизнеса в сельской местности, развитие ко-торого сдерживается низкой степенью урбанизации – в области фактиче-ски нет городов, которые можно было бы причислить к центрам промыш-ленной и сельскохозяйственной интеграции. В докризисный период в об-ласти были высокие темпы строительства жилых домов – 305,3 тыс. м² общей площади. Данный показатель был лучшим в регионе, но степень доступности жилья для граждан – оставляла желать лучшего. Омская об-ласть по уровню среднедушевого дохода находится в третьей десятке субъектов Российской Федерации.
В строительной отрасли, как это видно из табл.1 за год произошло резкое сокращение численности занятых, приняв 2007 г. за 100%, по отно-шению к предыдущему году занятость в 2008 г. составила 65,4%. Индекс физического объема работ, выполненных по виду деятельности «Строи-тельство», составил в декабре 2008 г. по отношению к декабрю 2007 г. – 59,7 %. «Данная тенденция, - считает О.М. Рой, может привести не только к разрушению сложившегося строительного комплекса в регионе, но и ос-лабить хозяйственную инфраструктуру города». [6, с.113]
И все же уникальное геополитическое положение области, внимание к проблемам малого и среднего предпринимательства со стороны област-ного правительства, опыт предшествующих десятилетий и трудолюбие на-селения, позволяет надеяться на положительную тенденцию развития.

Список литературы

1. Закон Омской области от 24 июля 2006 г. N 773-ОЗ «О целевой программе Омской области «Развитие малого предпринимательства в Ом-ской области на 2006-2008 годы» (с изменениями от 21 декабря 2006 г., 18 мая, 16 октября 2007 г.)
2. Постановление Правительства Омской области от 01.04.2009 г. №49-П Об утверждении долгосрочной целевой программы Омской облас-ти «Развитие малого и среднего предпринимательства в Омской области (2009 2013 годы) (с изменениями от 7 октября, 5 ноября, 2 декабря 2009 г.).// Омская правда. №40-41. – 10.04.2009.
3. Постановление Администрации г. Омска от 10 мая 2009 г. №562-п . Об утверждении долгосрочной целевой программы г. Омска «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства г. Омска на 2010-2015 годы и о внесении изменений в постановление Администрации г. Омска от 31 марта 2009 г. №232-П //Третья столица.
4. Указ Губернатора Омской области от 29.07.2002 г. №189 «О концепции государственной политики малого предпринимательства в Ом-ской области».
5. Алклычев А.М. Малый и средний бизнес в строительстве: есть ли перспективы? // ЭКО. – 2009. - №4. – С.107-113.
6. Рой О.М. Тенденции развития Омской области в кризисный период // ЭКО. – 2009. - №9. – С.105-114..

 
Категория: Менеджмент
Просмотров: 3816 | Загрузок: 691
Всего комментариев: 0