Понедельник, 23.10.2017, 08:56       Приветствую Вас Гость | Вход  

В разделе
История [1]
Маркетинг [2]
Менеджмент [4]
Политология [7]
Психология и педагогика [13]
Социология [10]
Управление персоналом [0]
Управление предприятием [5]
Филология и лингвистика [5]
Философия [4]
Экономика [54]
Юриспруденция [10]

Интернет - конференции » Каталог конференций » Архив статей » Экономика

О МОНИТОРИНГЕ И ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ

Лагунов Я.П.
Ижевский Государственный Технический Университет, г. Ижевск
В работе рассмотрены вопросы мониторинга и оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления на примере городов Удмуртской Республики.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об оценке эффективности деятельности городских округов и муниципальных районов» впервые в 2009г. подготовлены доклады глав местных администраций о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления за 2008 год. Доклады разрабатывались в соответствии с методикой мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (далее Методика), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации.
Методикой по каждому направлению комплексного анализа и расчета эффективности деятельности органов местного самоуправления определены показатели, динамика, изменения которых свидетельствует об эффективности деятельности органов местного самоуправления.
R примеру, по направлению «Экономический рост» анализируются показатели: дорожное хозяйство и транспорт; развитие малого и среднего предпринимательства; улучшение инвестиционной привлекательности.
Одним из показателей, по которому динамика роста свидетельствует об эффективности деятельности органов местного самоуправления в целях улучшения инвестиционной привлекательности является «площадь земельных участков, предоставленных для строительства, в т.ч. для жилищного строительства, индивидуального жилищного строительства и комплексного освоения этих участков в целях жилищного строительства». Необходимо обратить внимание, что используется абсолютное значение показателя. Муниципальные образования различаются по числу проживающих в них жителей, площади территории, площади незастроенных территорий. Показатель «площадь земельных участков, предоставленных для строительства, в т.ч. для жилищного строительства, индивидуального жилищного строительства и комплексного освоения этих участков в целях жилищного строительства» не отражает конечного результата, к примеру, площади введенного жилья в муниципальном образовании или увеличение обеспеченности жильем населения.
Анализ показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов в Удмуртской Республике за 2008 год показал, что наибольшее значение показателя «площадь земельных участков, предоставленных для строительства, в т.ч. для жилищного строительства, индивидуального жилищного строительства и комплексного освоения этих участков в целях жилищного строительства» среди городских округов в городе Сарапуле, наименьшее – в городе Можге. Если проанализировать показатели ввода в действие жилых домов по городам Удмуртской Республики в 2008 году, то в городе Ижевске введено квадратных метров обшей площади жилья в 22 раза больше, чем в городе Сарапуле, а в расчете на 1000 жителей - в 3,6 раза больше. Поэтому целесообразно наряду с абсолютными значениями показателей рассматривать и показатели, характеризующие результат, к примеру, отношение количества введенного жилья в квадратных метрах на тысячу жителей муниципального образования.
В разделе «Доходы населения», согласно Методике, анализируется отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников муниципальных учреждений к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций городского округа (муниципального района). Этот анализ позволяет выявить отставание заработной платы работников основных отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, социальной защиты, физкультуры и спорта) от заработной платы работников, занятых в экономике муниципального образования.
Анализ показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в Удмуртской Республике за 2008 год показал, что значения показателя «отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников муниципальных учреждений к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций городского округа (муниципального района)» по трем городам: Ижевск, Глазов, Можга одинаковое. Если проанализировать среднемесячную номинально начисленную заработную плату работников крупных и средних предприятий и среднемесячную номинальную начисленную заработную плату работников муниципальных учреждений городского округа, то наибольшее значение среднемесячной заработной платы в городе Ижевске, самая низкая среднемесячная заработная плата среди городских округов в городе Можге. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по Ижевску в 1,4 раза выше, чем в Можге. В Ижевске среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников на 18% выше, чем в среднем по Удмуртской Республике.
Целесообразно дополнить раздел «Доходы населения» показателем среднемесячной заработной платы одного работающего в муниципальном образовании, как одним из показателей, характеризующих качество жизни. Кроме того, можно дополнить этот раздел, к примеру, показателем, соотношение среднемесячной заработной платы одного работающего в муниципальном образовании к среднемесячной заработной плате одного работающего в среднем по субъекту РФ. Эти показатели отражают уровень заработной платы в муниципальном образовании в сравнении с заработной платой в субъекте РФ. Более правильным было бы анализировать показатели среднедушевых доходов в муниципальных образованиях, как это принято в мировой практике. К сожалению, в настоящее время федеральной программой статистических наблюдений не предусмотрен учет доходов населения в разрезе городов и районов. Доходы населения рассчитываются на уровне субъектов Российской Федерации.
По направлению «Здравоохранение» Методикой предлагаются показатели, которые должны являться индикаторами уровня социально-экономического развития муниципального образования и благополучия населения и характеризуют здоровье населения, а также доступность и качество предоставляемой медицинской помощи.
По этому направлению приводятся показатели, динамика снижения по которым должна свидетельствовать об эффективности деятельности органов местного самоуправления в сфере здравоохранения:
а) число случаев смерти в возрасте до 65 лет на дому, в т.ч. от инфаркта миокарда, от инсульта:
в первые сутки в стационаре, в том числа от инфаркта миокарда и от инсульта;
б) числа случаев смерти детей до 18 лет:
на дому;
в первые сутки в стационаре.
Наряду с абсолютными значениями показателей, определенными Методикой, необходимо использование относительных показателей, к примеру, смертность на тысячу человек. Муниципальные образования различны по числу жителей, поэтому сравнение абсолютных значений может необъективно отражать уровень оказания медицинской помощи в муниципальных образованиях в сравнении с другими муниципальными образованиями. К примеру, анализ показателей смертности по городам Удмуртской Республики показал, что самое большое значение показателя по городу Ижевску, наименьшее – по городу Можге. В Ижевске – самый крупный город в Удмуртской Республике по числу жителей. Если пересчитать уровень результативности по этому показателю в относительном выражении, например на тысячу жителей, то уровень результативности по городу Ижевску – самый высокий.
По направлению «Здоровье» Методикой предусмотрена оценка эффективности управления объемами и стоимостью медицинской помощи.
Расчет неэффективных расходов на управление объемами и стоимостью медицинской помощи определяется исходя из объем каждого вида медицинской помощи, оказываемой учреждениями здравоохранения городского округа (муниципального района), путем сравнения данного объема с нормативным значением. Аналогично рассматриваются неэффективные расходы при оказании амбулаторной медицинской помощи и при оказании скорой медицинской помощи. В представленных в Методике подходах при определении неэффективных расходов на управление объемами медицинской помощи используется показатель численности населения в городском округе (муниципальном районе). Очевидно, чем больше численность населения городского округа (муниципальном района) при прочих равных значениях, тем больше будет объем неэффективных расходов на управление медицинской помощью. Наряду с использованием абсолютного значения показателя «численность населения» для дополнительной оценки эффективности управления объемами и стоимостью медицинской помощи можно использовать показатель «на тысячу жителей», тогда эти показатели можно сравнивать по различным муниципальным образованиям. Показатели будут сопоставимы.
Например, объем неэффективных расходов на управление объемами и стоимостью стационарной медицинской помощи, объемами и стоимостью амбулаторной медицинской помощи, управление объемами и стоимостью скорой медицинской помощи, рассчитанный согласно Методике по городам Удмуртской Республике, оказался наибольшим по городу Ижевску. Если рассчитать эти показатели на тысячу жителей, то уровень результативности по этому направлению по городу Ижевску будет наилучший в сравнении с другими городами в Удмуртской Республике.
По направлению «Жилищно-коммунальное хозяйство» Методикой предусмотрена оценка эффективности управления в области жилищно-коммунального хозяйства. Неэффективное расходование бюджетных средств в сфере жилищно-коммунального хозяйства согласно Методике, является направление бюджетных средств на компенсацию предприятиям жилищно-коммунального хозяйства разницы между экономически обоснованными тарифами и тарифам, установленными для населения, и на покрытие убытков предприятий жилищно-коммунального хозяйства, возникших в связи с применением регулируемых цен на жилищно-коммунальные услуги.
В соответствии федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются:
достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса;
установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ;
полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных и инвестиционных программ.
Исходя из принципов регулирования тарифов организациям коммунального комплекса, определенными федеральным законодательством, компенсации затрат на покрытие убытков предприятиям жилищно-коммунального хозяйства из бюджета в связи с применением регулируемых цен не должно быть. По-видимому, постановка вопроса о компенсации затрат организациям коммунального комплекса из местных бюджетов в связи с применением регулируемых цен, вряд ли правомочна.
Совершенствование системы показателей, использование дополнительных показателей, наряду с предложенными в Методике, позволит повысить объективность оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.

Список литературы

1. Кобилев А.Г. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве. – Ростов-на-Дону, 2007.
2. Методика мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1313-р от 11 сентября 2008 года.
3. Постановление Правительства Удмуртской Республики от 06 апреля 2009 года №82 «О мерах по реализации в Удмуртской республике Указа Президента российской федерации от 28 апреля № 607».
4. Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов».

 
Категория: Экономика
Просмотров: 3253 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0