Воскресенье, 30.04.2017, 16:56       Приветствую Вас Гость | Вход  

В разделе
История [1]
Маркетинг [2]
Менеджмент [4]
Политология [7]
Психология и педагогика [13]
Социология [10]
Управление персоналом [0]
Управление предприятием [5]
Филология и лингвистика [5]
Философия [4]
Экономика [54]
Юриспруденция [10]

Интернет - конференции » Каталог конференций » Архив статей » Управление предприятием

[ Скачать в формате Word (200.1Kb) ]

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Пряшина Т.О.
Сибирский университет потребительской кооперации, г. Новосибирск

В статье рассматриваются основные инструменты государственной поддержки малого бизнеса (на материалах Новосибирской области). Проводится анализ темпов развития и отраслевой структуры субъектов малого бизнеса в период с 2005-2009 гг. Определены главные проблемы развития и основные пути их решения.

Опыт ведущих мировых стран со всей очевидностью доказывает нам необходимость наличия в любой национальной экономики развитого и высоко эффективного сектора малого бизнеса. Развивая одно из главных условий существования рыночной экономики (наличие конкуренции на рынке), по своей природе малый бизнес является катализатором для ее развития.
Несомненными преимуществами малого бизнеса являются его мобильность, гибкость, экономичность, узкая специализация. Малое предпринимательство, как социально-экономическое явление жизни общества, присутствует практически во всех отраслях экономики.
Малый бизнес занимает серьезные позиции в развитие экономики города Новосибирска и Новосибирской области. В связи с этим одним из стратегических направлений является поддержание и развитие малого бизнеса.
По данным Федеральной службы государственной статистики в последние годы по количеству действующих малых предприятий область занимает 8 место, по обороту малых предприятий – 12 – 14 места среди субъектов Российской Федерации. В Сибирском федеральном округе область по количеству действующих предприятий и по обороту малых предприятий занимает первое место.
Динамика развития малого предпринимательства в Новосибирской области в период с 2005 - 2009 год по данным Росстата представлена в таблице 1.
Исследования структуры малого бизнеса показывают, что основная доля малых предприятий (53,6 % в 2009 году) приходится на оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования. На отрасль «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» приходится 13,7 % малых предприятий (доля данной отрасли в структуре малых предприятий за 2008 - 2009 годы сократилась на 5,2 % вследствие влияния экономического кризиса). Строительные организации составляют 8,5 % малых предприятий области. Доля предприятий промышленности в 2009 году составила 8,4 %.
Таблица 1.
Статистические показатели малого бизнеса в Новосибирской области за 2005 – 2009 гг.

См. таблицу во вложенном файле.

Особенно бурный рост числа малых предприятий наблюдался в 2008 году. Коэффициент прироста по сравнению с 2007 годом составил 71%. В 2009 году в области осуществляло экономическую деятельность 48,7 тыс. малых предприятий. В качестве индивидуальных предпринимателей в 2009 году было зарегистрировано 41,2 тыс. человек, что на 8,1 % выше аналогичного показателя 2008 года.
Вследствие влияния экономического кризиса численность занятых на малых предприятиях в 2009 году сократилась по сравнению с 2008 на 17,9 %. Среднемесячная заработная плата в 2009 году сократилась на 7,6 % по сравнению с 2008 годом.
В результате кризисных явлений снизился общий оборот малых предприятий (на 15,3 %), инвестиции в основной капитал так же уменьшились (на 25,5 %). Сложившаяся ситуация безусловно негативно влияет на общее экономическое положение в Новосибирской области.
При этом средний темп роста оборота организаций малого бизнеса за период 2005 – 2009 гг. составил 119,2 %, а средний темп роста инвестиций в основной капитал субъектов малого предпринимательства за период 2005 – 2009 гг. составил 163,6 %.
В настоящее время одной из проблем развития малого предпринимательства являются невысокие темпы роста показателей развития малого бизнеса и их вклад в экономику города. Это обстоятельство в значительной степени обусловлено рядом неблагоприятных факторов, сдерживающих развитие малого бизнеса, а именно[2]:
• недостатком финансовых ресурсов для развития бизнеса;
• слабой имущественной базой;
• недостаточным уровнем знаний и информированности для ведения предпринимательской деятельности, а также дефицитом квалифицированных кадров;
• недостаточно развитой инфраструктурой поддержки предпринимательства.
Для решения обозначенных проблем в области применяется программно-целевой подход.
Основным инструментом реализации государственной политики по поддержке малого бизнеса в городе Новосибирске до конца 2010 года была городская целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в городе Новосибирске на 2008-2010 годы». Это уже третья городская программа финансовой помощи малым и средним предприятиям. Она действует на конкурсной основе и предоставляет возможность субсидирования за счет средств городского бюджета части процентных выплат по банковским кредитам и лизинговым платежам, части затрат по участию в выставках или ярмарках и др. [1].
Однако работу программы на взгляд автора нельзя считать удовлетворительной, так за период ее реализации с 2008-2010 годы финансовая поддержка оказана только 22 предприятиям (из более чем 48000) на общую сумму 11771 тыс. руб., т.е. чуть больше 3500 тыс. руб. в год. В настоящее время на согласовании в профильных департаментах мэрии находится проект новой ведомственной целевой программы, рассчитанной на следующую трёхлетку.
В качестве еще одного инструмента поддержки малого предпринимательства выступает «Ведомственная целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства города Новосибирска» на 2011 – 2013 годы». Основные мероприятия данной программы направлены на оказание информационной, консультационной поддержки, поддержки в области подготовки и переподготовки работников.
В качестве региональных инструментов поддержки и развития малого бизнеса в Новосибирской области выступает областная целевая программа "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области на 2009-2013 годы" [2].
В связи с тем, что сложившаяся отраслевая структура свидетельствует о недостаточном развитии малого предпринимательства в сфере материального производства и инновационной деятельности, комплекс мер финансовой поддержки, предусмотренный в Программе, ориентирован в основном на поддержку субъектов малого предпринимательства, осуществляющих свою основную деятельность в сфере материального производства, науки и научного обслуживания.
Кроме целевых программ в области работают различные фонды по поддержки малого бизнеса:
1. Фонд развития малого и среднего предпринимательства Новосибирской области;
2. Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства Новосибирской области. Учредителем фонда является региональное министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства. Фонд позволяет бизнесменам получить займы в размере до 1 миллиона рублей на срок от 3 до 12 месяцев по ставке не более 10% годовых. Для сферы материального производства — по ставке рефинансирования ЦБ РФ. Кредитование ведётся напрямую из средств фонда.
Еще одним важным инструментом развития малого предпринимательства является создание бизнес – инкубаторов. Бизнес-инкубатор - это организация, которая создаёт наиболее благоприятные условия для стартового развития малых предприятий путём предоставления комплекса услуг и ресурсов, включающего: обеспечение предприятий офисными, производственными и складскими площадями на льготных условиях, средствами связи, оргтехникой, необходимым оборудованием, проводит обучение персонала, консалтинг и т.д. В комплекс услуг входят - секретарские, бухгалтерские, юридические, образовательные, консалтинговые, а также в ряде случаев помощь в получении кредита на развитие дела и выходу на местные рынки.
В Новосибирской области на базе Городского центра развития предпринимательства в конце 2010 года начал свою работу бизнес-инкубатор.
Анализ законодательной базы позволяет сделать вывод, что в целом финансовая поддержка субъектов малого бизнеса Новосибирской области за счет средств областного бюджета распределяются по двум направлениям: субсидирование и поддержка целевых программ (таблица 2) [2].
Таблица 2.
Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства
в Новосибирской области в 2009 – 2013 гг.

См. таблицу во вложенном файле

Проведя аналогию с показателями прошлых лет можно отметить, что на период 2009-2013 гг. финансовая поддержка малого предпринимательства Новосибирской области значительно возрасла и это, безусловно, должно сказаться на общих экономических показателях деятельности области.
Подводя итог можно сказать, что для развития малого бизнеса в Новосибирской области делается много. Особенно положительным является тот факт, что в целом программа мероприятий по поддержке малого предпринимательства носит комплексный и разносторонний характер (включает финансовые, имущественные, информационные и другие инструменты).
При этом с учетом зарубежного опыта представляется целесообразным принять в России, в том числе и в Новосибирской области следующие меры стимулирования поддержки предприятий малого бизнеса:
1) увеличить в федеральном и региональных бюджетах объем финансовых средств на развитие системы гарантийных фондов. Широкое применение гарантийных механизмов позволило бы многократно увеличить объемы кредитования малого бизнеса. Мировой опыт показывает, что происходит повсеместный отказ государства от прямых денежных дотаций в пользу косвенных мер поддержки, среди которых основную роль играют гарантии возврата выданных финансовыми организациями кредитов.
Учитывая ограниченные финансовые возможности государства, необходимо активно привлекать дополнительные источники финансирования, в частности международные финансовые институты и организации.
Заслуживает внимания и дальнейшего распространения опыт ряда российских регионов (Белгородская область, Краснодарский и Ставропольский края) по созданию специального имущественного фонда, средства которого выступают в качестве залога по выдаваемым кредитам;
2) всемерно поощрять создание и развитие страховых объединений предпринимателей – обществ взаимного страхования. Подобные организации успешно действуют в Испании и других странах Евросоюза;
3) содействовать созданию специализированных банков (по кредитованию малого бизнеса (аналогичных банку Соко-Чукин в Японии). Деятельность таких банков могла бы осуществляться не только за счет собственных средств, но и с опорой на систему государственного рефинансирования [7];
4) развивать сотрудничество мелких и крупных банков в целях расширения банковского кредитования малого бизнеса и снижения кредитных рисков.

Список литературы

1. Закон Новосибирской области от 02.07.2008 № 245-ОЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области» (ред. от 02.07.2009) // Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов. – 2008. – 11 июля. – № 37.
2. Постановление двадцать седьмой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 30.10.2008 № 180 «Об областной целевой программе «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области на 2009-2013 годы» (ред. от 24.09.2009) // Эпиграф. – 2008. – 06 декабря. – № 47.
3. Малое предпринимательство в России. 2008: Стат.сб./ Росстат. - M., 2008. – 164 с.
4. Малое и среднее предпринимательство в России. 2009: Стат.сб./ Росстат. - M., 2009. – 151 с.
5. Малое и среднее предпринимательство в России. 2010: Стат.сб. / Росстат. - M., 2010. – 172 с.
6. Японский опыт поддержки и развития малого и среднего бизнеса // Аналитические материалы. – М.: Информационно-аналитический центр МЦРП, 2005. – 218 c.
 
Категория: Управление предприятием
Просмотров: 5122 | Загрузок: 1049
Всего комментариев: 0