Понедельник, 23.10.2017, 08:55       Приветствую Вас Гость | Вход  

В разделе
История [1]
Маркетинг [2]
Менеджмент [4]
Политология [7]
Психология и педагогика [13]
Социология [10]
Управление персоналом [0]
Управление предприятием [5]
Филология и лингвистика [5]
Философия [4]
Экономика [54]
Юриспруденция [10]

Интернет - конференции » Каталог конференций » Архив статей » Управление предприятием

[ Скачать в формате Word (53.5Kb) ]

ИССЛЕДОВАНИЕ ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ ПРЕДПРИЯТИЯ, ВЛИЯЮЩИХ НА РАЗВИТИЕ КЛАСТЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Миллер А.Е., Т.З. Кудайбергенов Т.З.
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, г. Омск

Исследована роль внутренних факторов предприятия в формировании кластерных отношений. Определены основополагающие принципы развития кластерных отношений. Раскрыта содержательная сущность модульной системы управления предприятием.

Современные условия функционирования угольных предприятий на рынке производителей угля зависят от положения поставщиков и потребителей. Основная общая цель функционирования угольных предприятий – формирование потребителя, что связано с необходимостью удовлетворения полного спектра потребительского рынка углем, предполагает выявление взаимозависимостей угольных предприятий со всеми субъектами инфраструктуры. Угольные предприятия в процессе своей производственно-хозяйственной деятельности вступают в прямые и косвенные взаимоотношения с поставщиками, потребителями и конкурентами. Последние, исходя из цели любого субъекта хозяйствования – сформировать своего потребителя, стараются укрепиться на рынке, ослабляя тем самым положение других угольных предприятий.
Развитие кластерных отношений на предприятиях угольной промышленности в значительной мере зависит от действия внутренних факторов, прежде всего, связанных с их платежеспособностью.
1. Платежеспособность угольного предприятия зависит от баланса интересов, полномочий и ответственности внутренних социально-экономических групп – основных действующих лиц, заинтересованных в его деятельности. Финансовый поток находится под воздействием разнонаправленных влияний нескольких групп, составляющих функционально-управленческую конфигурацию угольного предприятия.
Фактор дисбаланса функционально-управленческой конфигурации нейтрализуется, а платежеспособность угольного предприятия улучшается в условиях, когда ее функционально-управленческая конфигурация является консолидированной, имеющей сбалансированную структуру, а объемы власти и ответственности каждого участника этой конфигурации являются соразмерными.
2. Платежеспособность угольного предприятия зависит от уровня качества и цен товаров и услуг, которые угольное предприятие поставляет на рынок своим покупателям. Высокие конкурентные свойства этих товаров и услуг позволяют получать максимальный в текущих спросовых ограничениях финансовый поток. Если угольное предприятие затрачивает время и ресурсы на выпуск продукции, но в итоге последнее вызывает нарекания со стороны потребителей из-за низкого качества и иных недостатков – это может привести к его выбытию с рынков, и далее к снижению платежеспособности.
Фактор неконкурентоспособности продукции нейтрализуется, а платежеспособность угольного предприятия улучшается в условиях, когда по цене и качеству выпускаемые товары и услуги точно соответствуют требованиям, предъявляемым покупателями в текущий период развития их потребительских предпочтений.
3. Платежеспособность угольного предприятия зависит от интенсивности и регулярности мероприятий, обеспечивающих своевременные продажи товаров и услуг. Если угольное предприятие производит пусть конкурентоспособную, пользующуюся спросом продукцию, но ее маркетинг ведется неагрессивно и бессистемно, это вызывает потерю темпов реализации товаров и услуг и сбои в кругообороте финансового потока, что, в конечном счете, приводит к потере платежеспособности.
Фактор неинтенсивной маркетинговой политики нейтрализуется, а платежеспособность угольного предприятия улучшается в условиях систематического информационно-рекламного сопровождения продаж и эффективной работы сбытовых сетей, исключающих посреднические трансакции и обеспечивающих доведение выпускаемой продукции непосредственно покупателям, а финансовых потоков – товаропроизводителю.
4. Платежеспособность угольного предприятия зависит от прибыльности угледобывающей деятельности, которую она осуществляет в текущих спросовых и ресурсных ограничениях. Положительный финансовый результат является важнейшим целевым ориентиром в работе угольного предприятия, напротив, нерентабельного производство, ведет к сбросу финансового потока в убытки, к потере платежеспособности.
Фактор нерентабельности производства нейтрализуется, а платежеспособность угольного предприятия улучшается в условиях осуществления угледобывающей деятельности положительной доходности, при рациональном использовании финансовых средств, которые угольное предприятие своевременно получает от своих покупателей.
5. Платежеспособность угольного предприятия зависит от длительности эксплуатации и степени износа основных средств, составляющих производственный аппарат. Передовые, высокопроизводительные машины и оборудование позволяют с положительной доходностью выпускать качественную продукцию, которая, находя платежеспособный спрос, обеспечивает ритмичный кругооборот и рост финансового потока.
Фактор износа основных средств нейтрализуется, а платежеспособность угольного предприятия улучшается в условиях его обеспеченности современными, высокопроизводительными, низко энергоемкими машинами и оборудованием, позволяющим минимизировать издержки производства и оперативно маневрировать объемами выпускаемой продукции.
6. Платежеспособность угольного предприятия зависит от рационального распределения средств финансового потока, которыми оперирует предприятие в течение очередного цикла производства товаров и услуг.
Фактор неоптимальных долгов и запасов нейтрализуется, а платежеспособность угольного предприятия улучшается в условиях целесообразного и правильного вложения финансовых ресурсов в активы, которые угольное предприятие может своевременно трансформировать в деньги.
Рассмотренное множество негативных влияний можно дифференцировать на шесть факторов, возникающих из-за внутренних проблем на угольном предприятии, которые снижают его платежеспособность либо вследствие чрезмерного и непредвиденного изъятия части финансового потока либо препятствуя своевременному получению денежной выручки.
Таким образом, обеспечение развития кластерных отношений базируется на пяти основополагающих принципах (рис. 1).

Содержательная часть указанных принципов заключается в следующем: системность, т.е. учет как внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей, так и внешних факторов; комплексность, т.е. необходимость оценки всех составляющих деятельности угольного предприятия; способность угольного предприятия к устойчивому развитию находит свое выражение в росте выпуска продукции, способности структуры к инвестированию, поддержании научно-технического потенциала, зависимости от внешних условий, финансовой устойчивости; последовательность – направлена на обеспечение устойчивого развития, с выбором первоочередных задач, оказывающих влияние на эффективность такого развития; непрерывность наблюдения (мониторинг) за состоянием угольного предприятия с учетом тенденций развития его потенциала, общего развития экономики, политической обстановки и действия других общесистемных факторов.
Рассмотрение важнейших этапов развития кластерных отношений в рамках выше использованного экономическо-управленческого подхода позволило выявить объективные экономические процессы, в частности изменения в ходе воспроизводства и использования ресурсов, усложнение организационных форм производства. Развитие угольных предприятий отражает ту закономерность, что по мере поступательного экономического развития система все более усложняется, приобретает новые черты и формы.


См. во вложенном файле.

Рис. 1. Основополагающие принципы развития кластерных отношений

Результатом этих выводов стало теоретическое определение интегрированного механизма управления угольным предприятием, состоящего из следующих основных модулей: аналитический - система формализованной обработки учетных данных; учетный - система документооборота для информационного обеспечения управленческих решений; организационный - структура управления для обеспечения процесса управленческого и финансового планирования; программно-технический - программный продукт, поддерживающий аналитический, учетный и организационный блоки.
Раскрывая содержательную сущность модульной системы управления, доказано, что экономические процессы являются следствием преобразования информации, которая в настоящее время стала их важнейшей составляющей и следует уточнить, что ценность информационных ресурсов основана на временной сущности процессов, наибольшей величины она (ценность) достигает в момент возникновения, а качество управления зависит от быстроты анализа информации.
Процессная характеристика управления угольными предприятиями позволяет выделить в системе несколько процессов, в соответствии с общей теорией управления системой. Новые процессы, возникающие в результате развития угольных предприятий, имеют отличительные свойства. В результате этого, меняется характер работы, уменьшается число менеджеров-исполнителей, структура угольного производства становится оптимальной.
Таким образом, учитывая изложенное, следуют выводы:
• существует система факторов, влияющих на развитие кластерных отношений на угольных предприятиях. Определяющими являются внутренние факторы, в числе которых: финансовая несостоятельность, неконкурентоспособность, технологическая старость, нерентабельность, рыночная пассивность, низкая капитализация и краткосрочные интересы руководителей угольных предприятий;
• на развитие кластерных отношений на угольных предприятиях существенное влияние оказывает кризис платежей, процессы финансового оздоровления, структурного обновления и реструктуризации, неплатежеспособность как разновидность финансовой стратегии, основанной на длительно отсроченных платежах;
• активному развитию кластерных отношений на угольных предприятиях способствует финансовая стратегия, осуществляемая посредством хозяйственных трансакций.

Список литературы

1. Джонсон Д., Шоулз К., Уиттингтон Р. Корпоративная стратегия: теория и практика. – М.: Вильямс, 2007. – 800 с.
2. Миллер А.Е., Теплоухов А.А. Управление социально-экономической безопасностью на предприятии. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2006. – 136 с.
3. Организация производства на предприятии/ Под ред. О.Г.Туровца и Б.Ю.Сербиновского. — Ростов-на Дону: Изд. центр МарТ, 2002. — 464 с.br /> Процессная характеристика управления угольными предприятиями позволяет выделить в системе несколько процессов, в соответствии с общей теорией управления системой. Новые процессы, возникающие в результате развития угольных предприятий, имеют отличительные свойства. В результате этого, меняется характер работы, уменьшается число менеджеров-исполнителей, структура угольного производства становится оптимальной.
 
Категория: Управление предприятием
Просмотров: 2997 | Загрузок: 648
Всего комментариев: 0